Банк Русский Стандарт изучил, как меняется модель поведения клиентов при пользовании банкоматами в первом полугодии 2019 года. Наиболее яркие тенденции: усиление парадигмы безналичных платежей, в том числе, из-за отказа от модели снятия наличных в одном банке и внесения их в другой банк за счет появления выгодного (либо бесплатного) сервиса переводов. А клиентам, которые используются банкоматом через бесконтактный модуль, свойственная немного другая модель поведения.
По статистике Банка Русский Стандарт в первом полугодии 2019 года клиенты меняют привычный механизм использования сети АТМ. P2P переводы (me2me) стали вытеснять привычную ранее модель поведения, когда клиенты снимали и вносили деньги через банкоматы. Она теряет актуальность на фоне появления переводов в рамках Системы быстрых платежей, которые, например, сейчас они бесплатны для клиентов Банка Русский Стандарт. Данные за первое полугодие 2019 года подтверждают этот тренд: уменьшается число пользователей банкоматов, которые вносят через АТМ средства на карту. Так, по данным банкоматной сети Русского Стандарта, за этот период падение составило 29%.
По итогам прошедших 6 месяцев количество запросов на снятие денег с карты в банкоматах Банка Русский Стандарт упало на 18% по сравнению с аналогичным периодом 2018 года. Хотя внесение наличных падает большими темпами в сравнении с выдачей наличных, однако, в первом полугодии в общей массе операций на 1 выдачу наличных приходится 4 операции внесения денежных средств. Таким образом, статистика показывает, что растет интерес клиентов к использованию карты в качестве платежного инструмента. Например, зачастую полученный потребительский кредит остается на карте, которая потом используется для оплаты покупок.
Самыми популярными операциями в банкоматах (после внесения и получения наличных) в текущем году стали:
получение информации о балансе карты;
платежи по счетам и переводы за услуги;
запрос детальной выписки (истории операций по карте);
смена пин-кода;
перевод по номеру карты.
Традиционно самой востребованной опцией АТМ по оплате счетов является пополнение мобильного телефона, в первом полугодии 2019 года средний чек составил 359 руб. Интересно, что сейчас клиенты всё больше предпочитают использовать другие каналы для пополнения телефона, например, Мобильный банк, где наблюдается рост данного типа операций.
Банк Русский Стандарт активно ведет оснащение собственной сети бесконтактными банкоматами. Устройства с технологией NFC установлены практически во всех отделениях банка, в зоне обслуживания 24х7. Средний чек операции в АТМ с использованием NFC по внесению средств составил 15200 руб., а по снятию наличных – 10 045 руб. Интересно, что клиенты, которые используются банкоматом через бесконтактный модуль, имеют немного другое соотношение операций по пополнению карты к снятию наличных: 44% к 56% по количеству операций и 54%/46% по сумме. Наибольшей популярностью бесконтактные банкоматы пользуются в Москве, Санкт-Петербурге и Казани.
«Банки акцентируют внимание не на росте банкоматной сети, а на увеличении количества и разнообразия финансовых операций. А также важный тренд этого года – оснащение сети бесконтактными банкоматами, которое Русский Стандарт уже практически завершил», - рассказывает вице-президент холдинга Русский Стандарт Эльдар Бикмаев.