Банк Русский Стандарт изучил особенности онлайн- и офлайн-трат по картам клиентов в первом полугодии 2020. Средние чеки онлайн-операций у клиентов почти в 2 раза выше, чем офлайн.
Динамичный переток населения в онлайн идет который год подряд. Однако минувшее полугодие 2020 в стране заметно ускорило эту миграцию и показало растущую заинтересованность в онлайн-покупках у россиян в условиях изоляции. Тем более, что набор современных инструментов, упрощающих и ускоряющих проведение подобных операций, расширяется с каждым годом – от мобильных приложений до инновационных способов оплаты в интернете, к примеру, с помощью Системы быстрых платежей. Если еще несколько лет назад, россияне не доверяли онлайну покупки на крупные суммы, то сегодня средние чеки здесь заметно выше, чем у традиционных покупок в торговых точках. Так, по данным Банка Русский Стандарт в первом полугодии 2020 несмотря на то, что общее количество операций в офлайн пока заметно выше, средний чек онлайн-операций примерно в 2 раза выше офлайн-чека (2102 руб. против 1033 руб.).
Онлайн
Топ-5 категорий онлайн-трат в зависимости от количества операций по картам Банка Русский Стандарт в первом полугодии выглядит следующим образом:
Интересным образом в этом рейтинге Банка Русский Стандарт распределилась статистика в зависимости от гендера. «Мужской» средний чек здесь на 30% выше «женского». При этом, в сегменте «транспорт и путешествия» (куда вошли оплаты как общественного транспорта, так и путешествий) на мужчин приходится 53% от всех операций, а на женщин – 47%. В сегменте «хобби» «мужских» трат 60% против 40% «женских», в сегменте «детские товары» – 62% приходится на мужчин, а 38% – на женщин, в сегменте «супермаркеты» – 52% операций совершаются женщинами, а 48% мужчинами, и, наконец, 64% «бытовых услуг» оплачиваются мужчинами, а 36% женщинами.
Кстати, по данным Банка Русский Стандарт, лидерами в зависимости от среднего чека одной онлайн-операции по картам в категории «транспорт и путешествия» оказались клиенты возраста 60+, «хобби» – клиенты категории 60+, «детские товары» – 31-40 лет, «супермаркеты» и «бытовые услуги» – 41-50 лет.
Примечательно, что городами-миллионниками, оказавшимися в первом полугодии 2020 самыми активными в онлайн-операциях (в зависимости от доли онлайна в общем количестве операций), по данным Банка Русский Стандарт, стали:
Офлайн
Позиции в рейтинге топ-5 категорий офлайн-трат в зависимости от количества операций по картам банка в первом полугодии распределились иным образом. Клиенты Банка Русский Стандарт предпочитают оплачивать покупки и услуги лично в торговой точке в следующих категориях:
Средний чек одной офлайн-операции у мужчин в этой пятерке лидеров на 23% выше, чем в женщин. Супермаркеты – традиционные лидеры по числу операций по картам, поскольку они представляют широкий ассортимент товаров, позволяющий приобрести все необходимое для повседневной жизни. В покупках в супермаркетах на мужчин приходится 52,9% против 47,1% «женских», а при оплате «транспорта и путешествий» – 62,8% на мужчин и 37,2% на женщин. В категории «рестораны и фастфуд» на мужчин приходится 57,3% операций, тогда как на женщин – 42,7%. При этом в категории же «здоровье» женщины активнее мужчин – 54,5% против 45,5%. И, наконец, при покупках товаров для дома на мужчин приходится 59%, а на женщин – 41%.
Кстати, самые высокие средние чеки, по данным Банка Русский Стандарт, в категориях «супермаркеты» и «товары для дома» оказались у клиентов возраста 41-50 лет, «транспорт и путешествия», «рестораны и фастфуд», а также «здоровье» – 51-60 лет.
География активности офлайн-оплат в городах-миллионниках по картам Банка Русский Стандарт в зависимости от доли офлайна в общем количестве операций выглядит в первом полугодии 2020 следующим образом: