Банк Русский Стандарт попросил оценить свои знания банковских продуктов и сервисов клиентов и пользователей социальных сетей. За последние несколько лет значительно выросло число респондентов, которые отмечают достойный уровень финансовой грамотности.
Результаты опроса показали, что клиенты банка и пользователи социальных сетей сейчас считают себя достаточно компетентными в вопросах управления средствами. В 2021 году 46,7% россиян считают свой уровень финансовой грамотности высоким. При этом в прошлом году лишь 10,5% респондентов были уверены, что обладают очень высоким уровнем экономической грамотности. Вероятно, на такой низкой оценке в 2020 году сказались вызовы нового времени, когда локдаун вынудил россиян активно осваивать дистанционные каналы обслуживания и пользоваться преимущественно онлайн-сервисами для покупок по банковским картам. Интересно, что, например, в 2018 году в том же опросе 27,8% респондентов отвечали, что обладают очень высоким уровнем экономической грамотности. Эксперты отмечают, что такой уровень оценки был связан с большей стабильностью: в спокойное время россияне чувствуют себя более уверенными в своих финансовых знаниях, поэтому выше их оценивают.
В качестве «среднего» свой уровень экономической грамотности оценили 49,6% россиян в 2021 году. И для сравнения в прошлом году этот показатель был на уровне 71,3%. А в 2018 году лишь 64,6% респондентов оценивали свои личные знания о финансах как средние.
Низкий уровень финансовой грамотности в 2021 году отметили у себя лишь 3,7% респондентов — это минимальный уровень за все время проведения опросов Банком Русский Стандарт. Очевидно, что финансовое самосознание россиян кардинально изменилось за последние годы. Многие решили пересмотреть свое платежное поведение и изменить модель управления средствами. Все больше россиян планирует бюджет, рационально распределяет доходы и активно использует возможности современных платежных инструментов. Умение обращаться с деньгами и интерес к новым банковским продуктам, в свою очередь, говорит об общем повышении уровня финансовых знаний в стране.
В 2020 году, для сравнения, низкий уровень понимания банковских продуктов и сервисов отмечали у себя 18,2% опрошенных. Опять же здесь сказалось, по мнению аналитиков банка, влияние пандемии на необходимость дистанционного решения финансовых вопросов. Все это потребовало от большего числа клиентов освоения новых финансовых сервисов и технологий, соответственно, снизило их самооценку уровня грамотности в этой сфере. И в более стабильном 2018 году лишь 7,6% респондентов оценивали свой уровень финансовой просвещенности как низкий.
Эксперты отмечают, что в перспективе ближайших пяти лет тренд на расширение экономического кругозора среди россиян сохранится, а темпы роста финансовой грамотности усилятся. Банк Русский Стандарт заинтересован в постоянном улучшении качества финансовых знаний потребителей. Специалисты колл-центра банка, сотрудники поддержки пользователей и менеджеры отделений всегда готовы проконсультировать всех желающих по любому финансовому вопросу. Банк с удовольствием вносит свой вклад в повышение уровня финансовой грамотности в стране.
Методология: в опросах принимали участие более 3 000 респондентов из числа клиентов банка, участников групп в социальных сетях.