Банк Русский Стандарт изучил особенности шопинга россиян на маркетплейсах за три квартала текущего года. Статистика эквайринговой сети банка показала заметный рост доли СБП от общего числа покупок здесь при снижении доли карточных платежей относительно трех кварталов 2021 года.
За последние годы маркетплейсы, где легко сделать любые покупки — от продуктов до одежды, электроники и автозапчастей — стали неотъемлемой частью нашей жизни. Находясь практически в любой точке страны можно быстро и выгодно заказать доставку товара с курьером, примеркой, удобной возможностью возврата. Интерес к маркетлейсам повышается и на фоне заметного расширения линейки товаров благодаря подключению к интернет-торговле различных handmade-мастеров, самозанятых россиян с продукцией собственного производства.
При этом, по наблюдениям аналитиков Банка Русский Стандарт, растущая популярность СБП заметно меняет привычную картину повседневного интернет-шопинга у россиян. Благодаря более выгодной, чем при классических карточных платежах, тарификации все большее число российских маркетплейсов подключается к приему платежей через СБП. За минувшие три квартала общее число покупок через СБП на маркетплейсах выросло примерно в 17 раз, а сумма — в 13 раз относительно трех кварталов 2021 года.
Согласно статистике банка, доля покупок через СБП от их общего числа на маркетплейсах по итогам трех кварталов 2022 года выросла до 8% по количеству и до 7% по сумме. Годом ранее в аналогичном периоде она составляла лишь 1% по числу покупок и 2% по сумме, соответственно.
Стоит отметить, что заметное лидерство по-прежнему сохраняют привычные россиянам карточные платежи, которые также показали рост относительно прошлого года. Более, чем в 2 раза на маркетплейсах выросло число таких покупок, а почти в 3 раза — их сумма.
Доля карточных платежей здесь от общего числа покупок с января по сентябрь 2022 года составила 92% и 93% от общей суммы. Показатели за год заметно снизились — ранее доля по количеству операций составляла 99% и 98% по сумме.
На фоне популяризации СБП и использования ее россиянами для небольших повседневных покупок средние чеки платежей за заказы на маркетплейсах снизились. Так, в январе-сентябре 2022 года средняя сумма одной покупки здесь составила 1 348 руб. Она снизилась на 25% относительно аналогичного периода прошлого года, когда показатель был 1 787 руб.
Средний чек одного карточного платежа на маркетплейсе, напротив, вырос за год. по данным банка, в январе-сентябре 2022 года он составил 1 494 руб. Годом ранее он был 1 203 руб. и вырос за обозреваемый период на 24%.
Методология: в рамках исследования были изучены данные эквайринговой сети Банка Русский Стандарт по всем операциям по картам всех банков в категории «маркетплейсы» за три квартала 2022 года и за аналогичный период 2021 года.