Пресс-центр

Управление по связям с общественностью Банка Русский Стандарт
105187, Москва, ул. Ткацкая, д. 36
pr@rsb.ru
5 Февраля 2004

Дмитрий Левин, председатель правления банка "Русский стандарт": "Высокие темпы роста этого рынка сохранятся еще три-пять лет"

Автор: Интервью взял ДАНИИЛ ЖЕЛОБАНОВ
Источник: Коммерсантъ
Дата: 05.02.2004
Номер: 020
Страница: 20

Дмитрий Левин, председатель правления банка «Русский стандарт»: «Высокие темпы роста этого рынка сохранятся еще три-пять лет».
.......
— Принято говорить о взрывном росте рынка потребительского кредитования — существует ли он и сколько продлится?
— Рынок растет достаточно быстро, но это не взрыв — просто до 2000 года он не существовал. И теперь он растет в два-два с половиной раза в год, развиваясь количественно и качественно. Дело в том, что после взрывов принято ожидать спада или, как минимум, стагнации. Но мы сейчас по уровню проникновения кредитных услуг на порядок отстаем от Европы, поэтому высокие темпы роста этого рынка сохранятся еще три-пять лет. К концу этого срока в каждом сегменте рынка — потребительских кредитах, автокредитовании, ипотеке, кредитных картах и т. д.- останется по четыре-пять крупных игроков: лидер из числа национальных банков и несколько глобальных структур.
— Почему именно такой расклад?
— Во-первых, это закон для любого рынка. Во-вторых, не могут же торговые сети работать с десятью банками одновременно. Думаю, такая же конкурентная среда со временем оформится и в России. В настоящее время именно глобальных игроков розничного рынка, только присматривающихся к России или уже начавших активные операции в нашей стране, мы рассматриваем как наших основных конкурентов в будущем. Это могут быть, например, BNP Paribas, GE Capital и другие.
— Как вы оцениваете роль своего банка на этом рынке?
— Мы первые в сегменте кредитов, получаемых в точках продаж, и в сегменте кредитных карт: по итогам 2003 года банк выдал более 2 млн кредитов и эмитировал более 450 тыс. кредитных карт. Доля банка на этом рынке составляет 70-80%, поскольку мы раньше всех заявили себя здесь как специализированный банк.
— При этом очевидно — вы должны были столкнуться с проблемой очередей при возврате кредитов.
— Мы знакомы с этой проблемой. Очереди случаются, но только в наших собственных отделениях. При этом кредиты погашать можно, например, через почтовые отделения (а это более 450 точек только в Московском регионе) и в отделениях банков-партнеров. Сейчас мы открываем новые отделения, к тому же мы закупили банкоматы cash-in — покупюрные, способные принимать платежи наличными и автоматически зачислять их на счет.
— Заключая договоры с магазинами, вы делили с ними затраты по продвижению новой услуги?
— Сотрудничество банка и магазинов строится на взаимном интересе. На начальном этапе себестоимость предоставления этой кредитной услуги действительно была достаточно высока, поэтому мы делили наши затраты с партнерами. Но не только стоимость услуги определяет выгоду нашего сотрудничества. Подавляющее большинство ритейлеров понимают, что наличие кредитной услуги в их магазине действенно увеличивает обороты торговых точек.
— В Корее сумма невозврата потребительских кредитов достигала 14% ВВП. Сколь вероятен, на ваш взгляд, кризис невозврата кредитов по корейскому сценарию?
— Пока уровень кредитной задолженности населения в России по сравнению с Кореей крайне низок, рассуждать о возможности или невозможности можно только в глубокой теории. Для нас работа на рынке потребительского кредитования — профильный бизнес. В нашей базе уже почти 2,5 млн клиентов, и мы можем опираться на эту статистику, так как здесь уже действуют законы больших чисел. И пока статистика нас устраивает. Кроме того, мы предлагаем стандарты потребительских кредитов, более похожие на западные. Мы стараемся предоставить такой сервис, чтобы заемщик остался нашим клиентом еще и по другим программам банка. Разумеется, есть риск, что по каким-то причинам какой-то кредит не вернется. Но этот риск мы просчитываем до сотых долей процента. В конце концов, банки не могут работать только с обеспеченными клиентами: если бы все были богатыми, то кредиты вряд ли были столь востребованы.
— Могут ли кредитные бюро служить эффективной защитой от подобных проблем?
— К идее создания кредитного бюро сейчас в России я отношусь отрицательно. Непонятны ни юридическая сторона этого вопроса, ни принцип равенства вклада участников: получится, что мелкие участники рынка просто получат доступ к базам активно кредитующих банков. И, во всяком случае, пока все это только разговоры. Пока нет закона о кредитных бюро, никакие оговорки в клиентских договорах не помогут: очень легко оказаться в суде за разглашение банковской тайны.
— Каковы планы банка по дальнейшему развитию потребительского кредитования?
— Мы будем вводить новые продукты и входить в новые регионы. Сейчас мы работаем в 15 регионах, в ближайшие годы планируем развить сеть на всю страну. Отдельное направление — работа над повышением лояльности клиентов, прежде всего развитие направления кредитных карт.
— Но ведь можно просто снизить ставку по кредиту и этим повысить привлекательность продукта.
— Уже сейчас у нас есть достаточно широкий спектр предложений, гибко сориентированных по ставкам, срокам и первоначальному взносу. Например, кому-то приятно купить товар в кредит пусть на небольшой срок, но вообще без процентов, то есть фактически получить его в рассрочку. А кому-то нужен кредит на большой срок. Так что цена не единственный фактор, который влияет на выбор. В отличие от корпоративного бизнеса, банковский ритейл — это особый бизнес, отличающийся высокой ролью маркетинга и технологий. Кроме того, что этот бизнес капиталоемкий, у него свои законы и своя статистика. И знание этих вещей нас как раз и отличает от других.