Источник: Ведомости
Дата: 27.03.08
Автор: Татьяна Воронова
«Русский стандарт» может заменить рассылку пластиковых карт наличными ссудами. Соответствующие предложения банк уже начал рассылать клиентам
Выросший на почтовых рассылках «Русский стандарт» может сменить тактику. С января банк приостановил рассылку кредитных карт через почту, рассказали «Ведомостям» менеджеры трех банков, конкурирующих с «Русским стандартом». Вместо кредиток банк активно рассылает предложения взять кредит наличными, уточняет один из них.
Источник, близкий к «Русскому стандарту», подтвердил «Ведомостям» эту информацию. Он поясняет, что затраты на рассылку карт остаются высокими. При этом число активированных карт снижается. Кроме того, многие клиенты, получив карту, снимают наличные, а самой картой не пользуются. Окончательно судьба рассылки карт решится в мае и, скорее всего, ее объем будет меньше, уверен он.
По подсчетам аналитиков «Хоум кредит энд финанс банка», на карты, проданные посредством прямой почтовой рассылки, приходится три четверти «пластикового» кредитного портфеля российских банков. Получают их клиенты, взявшие потребительский кредит. Ведь половина из десятки лидеров рынка кредитных карт активно занимается товарным экспресс-кредитованием. Однако доля активации разосланных карт с 2005 по 2007 г. упала на треть — до 20%. По данным Агентства по страхованию вкладов, число пользователей кредитными картами за 2007 г. упало с 7% до 2%. Это пошатнуло положение лидера — доля «Русского стандарта» на рынке кредитных карт по итогам года снизилась с 68% до 60%, заключают аналитики ХКФ-банка.
Очевидно, банк снижает риски и расходы, полагает один из банкиров, чей банк также рассылает карты. По его словам, объем рассылки у «Русского стандарта» изначально был внушительным, а изготовление и отправка одной карты заказным письмом стоит порядка 70 руб. А направить почтой предложение по кредиту можно и за 9 руб., говорит собеседник «Ведомостей». Объем эмитированных карт у «Русского стандарта» за первое полугодие 2007 г. составил 20 млн штук. Рынок стал более зрелым, поэтому у банка снизилась маржа и теперь помимо издержек приходится оптимизировать риски, считает аналитик Газпромбанка Михаил Зак. Сохранять прежние объемы рассылки смысла нет, добавляет он. При выдаче наличных клиенту нужно будет посетить отделение, вероятность того, что деньги получит именно тот заемщик, для которого они предназначаются, гораздо выше, заключает эксперт.
«Я рассматриваю это как одну из мер ужесточения банком кредитной политики, — говорит заместитель гендиректора агентства Standard & Poor’s Екатерина Трофимова. — Личный контакт, безусловно, позволяет более качественно проанализировать заемщика и подобрать ему более оптимальный кредитный продукт. При этом такая политика не исключает работы с картами».
Представители «Русского стандарта» отказались подтвердить или опровергнуть смену политики банка. «Наша стратегия разработана давно и не претерпевает изменений, при этом мы последовательно развиваем бизнес кредитных карт: увеличиваем число продуктов для всех клиентских сегментов, улучшаем сервис», — передал лишь через пресс-службу предправления банка «Русский стандарт» Дмитрий Левин.