Источник: Банки.ру
Наиболее значимые события мира банковских технологий в уходящем году
Современные и удобные технологии — залог успеха любого бизнеса. Похоже, российские банки в уходящем году оказались полностью согласны с этим постулатом. Они активно вводили новые услуги, расширяли список получателей платежей, а главное — внедряли совершенно инновационные для отечественного рынка проекты. Каковы же наиболее запомнившиеся события 2009 года?
Сбербанк: полет нормальный
Главный банк страны продолжил, как и в 2008 году, динамично развивать свои технологии. В июле
Кроме того, в октябре в прессе сообщалось о новом проекте Сбербанка и Федеральной службы судебных приставов, в рамках которого россияне смогут получать информацию о своих долгах в банкоматах Сбербанка. Затем, в декабре, старший вице-президент, член правления Сбербанка Денис Бугров заявил, что кредитная организация к 2015 году удвоит свою и без того масштабную банкоматную сеть. А под конец года банк удивил всех совместным проектом с сайтом «Одноклассники.ру» (посетители портала могут дарить друг другу виртуальные свечи), который сразу же набрал огромную популярность у многомиллионной социальной сети.
Пока Сбербанк весьма уверенно развивает современные технологии. Напомним, что к 2014 году он планирует до 75% платежей проводить дистанционно, используя различные удаленные каналы.
"Альфа«-рост
«С точки зрения развития нашего бизнеса в удаленных каналах этот год стал годом бурного роста», — заявил в ходе онлайн-конференции председатель правления Альфа-Банка Рушан Хвесюк. С этим сложно не согласиться. В феврале банк и платежная система «Яндекс.Деньги» запустили совместный проект «Деньги от А до Я». Программа позволяет клиентам, имеющим текущие и зарплатные счета в «Альфе», в режиме реального времени переводить средства в электронный кошелек или, наоборот, выводить их на банковскую карту. За 8 месяцев оборот проекта превысил 1 млрд рублей. «Аналогичных проектов сегодня нет, в ряде банков они присутствуют только в стадии реализации», — сказал Хвесюк.
Еще одним нестандартным для рынка решением в прошедшем году стал запуск в июле специального пакета Альфа-Банка «Он-Лайф». Он включает возможность совершать почти все необходимые операции с помощью интернет-банка «Альфа-Клик» и ориентирован на тех, кто привык работать с банком через Интернет.
Банк в кармане
Сразу два российских банка — столичный «Русский Стандарт» и екатеринбургский Банк24.ру в 2009 году запустили технологию банковского обслуживания по системе all-inclusive. Подключившись к услуге «Банк в кармане» «Русского Стандарта» или «МИГ24» Банка24.ру, любой держатель банковской карты указанных кредитных организаций может осуществлять полноценное управление своими средствами через Интернет или мобильный телефон. «Предшественником «МИГа24» можно назвать систему «КУРС», которая в свое время действовала в банке «Северная Казна», — отмечают в Банке24.ру.
Кроме того, в последнюю неделю декабря «Русский Стандарт» объявил о запуске специального мобильного банка для iPHone, с помощью которого, помимо стандартных «пассивных» операций, можно делать и переводы со счета. Насколько эта услуга будет популярна и удобна, говорить рано, но аналогичных предложений на рынке еще не было.
Первые шаги
Идеи исключительно виртуального обслуживания известны давно, но в России о них массово заговорили лишь с приходом кризиса 2008 года. Первооткрывателем полностью виртуального банкинга стал московский «Океан» (на рынке с 2007 года). После продажи «Северной Казны» о намерении внедрить похожую бизнес-модель заявил и Владимир Фролов (см. тему дня «Владимир Фролов: перезагрузка»). Кроме того, бывшие акционеры уральского банка также сообщали о запуске технологичного проекта, который станет преемником традиций интернет-доступности «Северной Казны». С 21 декабря проект Фролова начал обслуживание первых тестовых клиентов — юридических лиц на базе небольшого банка «Уран», инвестором выступил Номос-Банк. Бывшие топ-менеджеры «Казны» вышли на рынок чуть раньше (в сентябре) на базе новоуральского Нейвабанка. В настоящий момент «Нейва» также обслуживает лишь юрлиц. «В течение 2010 года будет происходить внедрение и продвижение продуктов и для частных клиентов», — обещает председатель правления «Нейвы» Олег Антонов.
Разумеется, делать выводы о перспективах полностью виртуальных технологий в банковском обслуживании пока рано. Чтобы они прижились и стали объектом массового спроса, нужно время. Но существенное снижение издержек в подобных моделях очевидно, а значит, у них есть шанс прижиться и в России.