Источник: Компания
Автор: Андрей Москаленко
Мобильный банкинг дает возможность круглосуточно в режиме реального времени совершать самые разные банковские операции. Но это в теории, а на практике большая часть подобного сервиса ограничивается лишь SMS-оповещением. По оценкам аналитиков, пока только 10% клиентов российских банков готовы вести денежные расчеты с помощью своего мобильного телефона. А вот участники рынка — банкиры — смотрят на будущее мобайл-банкинга гораздо оптимистичнее.«На мой взгляд, потенциал развития услуг мобильного банкинга в России довольно большой, — говорит заместитель директора по развитию электронных услуг блока «Электронный бизнес» Альфа-банка Андрей Алексахин. — Это связано и с технологическим развитием мобильных телефонов, и с все большим проникновением банковских услуг в РФ, и, что немаловажно, с общим ускорением образа жизни (а именно благодаря мобильному банкингу необходимые операции можно совершать практически на бегу)«. Кроме того, по мнению эксперта, надо учитывать, что сейчас услуги самообслуживания (и интернет-банкинг, и тем более мобильный банкинг) находятся в нашей стране на начальной стадии развития, и все это создает определенные предпосылки для роста данного сегмента.По словам начальника управления развития дистанционных каналов банковского обслуживания Юникредит банка Михаила Рудковского, число тех, кто заходит в Сеть через мобильные устройства, растет с каждым годом. 62009 г. мобильный Интернет стал вторым по популярности, после широкополосного доступа. По прогнозам экспертов Google, на которые ссылаются в банке «Русский стандарт », мобильный Интернет обгонит по популярности проводной уже к 2014 г. И это может означать, что мобильные приложения очень скоро станут даже более востребованными, чем, например, такое направление дистанционного-банковского обслуживания, как интернет-банк. Рост предложений по программам мобильного банкинга специалисты «Русского стандарта » объясняют прежде всего динамичным развитием спроса на коммуникаторы, смартфоны и планшеты. По некоторым оценкам, сейчас аудитория мобильного Интернета в РФ приближается к отметке в 10 млн человек (16% городского населения), что говорит о переходе этой услуги в разряд массовых. «Все это способствует росту мобильного сегмента финансовых услуг, в том числе и мобильного банкинга», — считает Михаил Рудковский. Положительные перспективы развития мобильного банкинга в стране руководитель подразделения электронного бизнеса Ситибанка Мария Лагутина связывает также и с возросшими ожиданиями клиентов от мобильных устройств и банковских сервисов. «Мобильный телефон становится полноценным каналом доступа к банковским счетам, а в условиях растущей образованности клиентов в банковской сфере это является чуть ли не одним из критериев выбора», — поясняет эксперт. При этом, как считает руководитель проектов управления по работе с заказчиками IT Сбербанка Дмитрий Морозов, преимущества мобайл-банкинга очевидны и вытекают из самого названия сервиса -"мобильный«. «Телефон или коммуникатор всегда в кармане, в отличие от ноутбука и тем более стационарного компьютера, — указывает эксперт. — Тем самым вы не зависите не только от своего местонахождения, но и от бесперебойной работы интернет-провайдера».Замдиректора департамента розничных банковских продуктов Связь-банка Сергей Четверов к плюсам мобильного банкинга относит: быстроту выполнения простых операций, из которых самая востребованная — запрос баланса и пополнение счетов мобильных телефонов. А вот управление личными финансами с мобильного устройства, по его мнению, лучше осуществлять через полноформатный интернет-банк, позволяющий реализовать необходимые требования безопасности и предоставляющий полный перечень услуг. На теме безопасности мобильного банкинга эксперты, опрошенные «°», остановились подробнее. Так, вице-президент, начальник департамента информационных технологий Транскапиталбанка Валерий Шеин вообще считает, что мобайл-банкинг на текущий момент более безопасен, чем интернет-банкинг."Обеспечение безопасности мобильного банкинга зависит от способа реализации услуги, — рассказывает Андрей Алексахин. — Важным, на мой взгляд, является сохранение баланса между безопасностью и удобством пользования«. К примеру, в «Альфа-Мобайле» безопасность, помимо логина и пароля, обеспечивается наличием лимитов на операции, а также тем, что для осуществления платежа в другой банк необходимо предварительно оформить шаблон этого платежа в интернет-банке «Альфа-Клик». Безопасность услуги «Мобильный банк» от «Русского стандарта » обеспечивается за счет шифрованного канала связи между сервером и приложением на телефоне пользователя услуги. Конфиденциальная информация хранится не в сотовом телефоне, а на серверах банка, обработка запросов с приложения производится на разных серверах: запрос поступает изначально на один сервер, который общедоступен, затем передается на следующий сервер с высокой степенью защиты, где уже и обрабатывается вся информация. Эффективные методы для защиты клиентской информации при работе в Сети применяют и в Ситибанке. «Вся информация передается по специальному защищенному SSL-каналу с использованием надежного шифрования, — говорит Мария Лагутина. — Кроме того, в системе реализованы дополнительные защитные функции, такие как автоматическое отключение, если клиент оставался неактивным в Citi Mobile более пяти минут»."Ваши средства будут в безопасности, так как даже при установленном на телефоне приложении Mobile.UniCredit каждый раз при входе с систему необходимо вводить логин и пароль, а подтверждение каждой операции требует отдельного сеансового ключа, — приводит свой пример Михаил Рудковский. — Ваша конфиденциальная информация не хранится в телефоне и становится доступна только после того, как вы вошли в систему, используя свои логин и пароль". Банкир рекомендует надежно хранить и не допускать передачи пароля и сеансовых ключей третьим лицам и периодически изменять пароль для входа в систему."Однако основной фактор безопасности -это все же внимательное отношение клиента к собственному телефону, как к ключу доступа к его банковскому счету«, — подчеркивает вице-президент, директор департамента развития платежных сервисов Связного банка Сергей Теймуразян. Вместе с тем, как предполагает член правления, руководитель дирекции обслуживания физических лиц Райффайзенбанка Андрей Степаненко, скорее всего, клиенты не будут осуществлять крупные платежи через мобильный банкинг, а вот оплатить сотовый телефон, Интернет, произвести коммунальный платеж для них вполне реально. А рост дол и пользователей данной услугой, по его мнению, в первую очередь будет обеспечен за счет молодых людей, не представляющих жизнь без сотового телефона.Свое мнение на этот счет у Валерия Шеина, считающего, что в большей степени в мобильном банкинге заинтересованы клиенты, активно использующие банковские продукты (кредиты, депозиты, карты и т.д.), а также люди, у которых много регулярных выплат (коммунальные и прочие услуги). Что вкладывают в понятие «полноценный мобильный банкинг» сами финансисты? По мнению Андрея Алексахина, это возможность удобно осуществлять большинство из востребованных банковских операций: посмотреть состояние счета и выписку, оплатить мобильный телефон себе или другому, внести коммунальные платежи, сделать перевод в другой банк. «При этом пользование мобильным банкингом не должно предполагать наличия у клиента каких-то продвинутых и/или дорогих устройств, — полагает Алексахин. — Кроме того, процесс подключения к услуге должен быть понятным и простым». В «Русском стандарте » считают, что полноценный мобильный банкинг должен включать в себя те же возможности, что есть в системе интернет-банка. В том числе и функционал геолокации: отображение в режиме реального времени информации о ближайших к клиенту объектах банка (банкоматы, офисы, терминалы) с указанием адреса, режима работы и других полезных сведений.Сергей Теймуразян уверен, что мобайл-банк должен предоставлять клиентам возможность получить доступ ко всем операциям, которые можно (в силу законодательства или особенностей того или иного банка) осуществлять удаленно. «Платежи, переводы, конвертация валют, запрос баланса по счетам и т.д. — все это должно быть доступно на мобильных платформах и при этом реализовано с учетом особенностей того телефона, которым пользуется клиент», — полагает эксперт. «При всем многообразии мобильных телефонов у типичного клиента „Альфа-Мобайла“ есть или iPhone, или телефон с Android либо с Symbian, или корпоративный Blackberry, — рассказывает Андрей Алексахин. — Под эти устройства у нас или уже есть, или появятся в будущем специализированные (т.е. учитывающие особенности конкретного устройства) приложения нашего „Альфа-Мобайла“. Если приложение приближено к телефону (по элементам дизайна, по способам управления и т.п.), то пользоваться этим приложением будет удобно, собственно, наша практика это подтверждает, клиенты используют приложение под iPhone в три раза чаще, чем клиенты с обычным приложением». А вот продвижение данного сервиса, по мнению Сергея Теймуразяна, зависит в первую очередь от банков, которые должны предлагать клиентам действительно удобные способы управления банковским счетом посредством телефона. «Если клиент знает, что он может с помощью отправки одного сообщения оплатить, например, Интернет или мобильную связь со своего банковского счета, то он, скорее всего, будет пользоваться этой услугой», — считает Теймуразян. «Сейчас в России основным драйвером для развития мобильного банкинга являются банки, — вторит коллеге Андрей Алексахин, — так как именно они заинтересованы в продвижении данных услуг». Правда, при этом эксперт полагает, что в относительно близкой перспективе будет какой-то симбиоз операторов, банков и, возможно, платежных систем. «Нам это видится как сотрудничество нескольких представителей, — резюмирует Мария Лагутина. — Фактически каждый зависит от другого. К примеру, продвижение сервиса со стороны банка не может быть достаточно успешным при отсутствии возможности мобильного производителя поддерживать мобильный банк, и наоборот».