Источник: Аргументы и Факты — Вятка (Киров). Номер: 14
Паника от наступившего кризиса постепенно уходит, и на смену вопросу «Что делать?» приходит вопрос «Как заработать на том, что есть?». Слово «кризис» не зря в китайском языке обозначается двумя иероглифами: с одной стороны, он несет в себе «опасности», а с другой — большие «возможности». И если подходить с умом, любую кризисную ситуацию можно обратить в свою пользу. Помните, что творилось на пике девальвации в декабре? Люди по старинке побежали в магазины — скупить все подряд, пока не подорожало. Мужчины дрались за телевизоры, женщины покупали по третьему блендеру и ненужные кофемашины, в автосалонах вымели все подчистую. У кого не хватало денег на технику — запасались гречкой, макаронами и маслом, с драками и неизбежными очередями. Одним словом, животные инстинкты и потребительская паника во всей красе. Многие потратили последнее и даже занимали. А ведь эксперты предупреждали, что не надо делать таких огромных трат, что надо оставить деньги на жизнь. Умно ли это было? Едва ли. Как только курс доллара «спал» с пиковых значений, наступило отрезвление и дефицит денег. Люди понесли купленное обратно в магазины, сдавая уже с убытком. Здесь абсолютный чемпион — пенсионерка в Нижнем Новгороде, купившая 320 (!!!) килограмм гречки, и потребовавшая от властей либо выкупить ее обратно, либо выделить место под ее хранение. В общем, все хотели сэкономить, а получилось как всегда. Так что же делать? Ну, менять рубли на валюту уже бессмысленно, продолжать покупать впрок — недальновидно. А вот воспользоваться ситуацией и обернуть ее в свою пользу еще можно — например, сыграв на конкуренции банков за клиентов. Эксперты отмечают, что именно кризисный период — это самое удобное время для банков, чтобы показать свою лояльность клиентам, продемонстрировать то, что они заявляют в рекламных слоганах. Чтобы не потерять клиентов, банки начали выпускать кредитные карты с функцией cash-back. Суть такой услуги в том, что банк субсидирует покупки клиента, возвращая часть денег ему на карту (обычно 3-5% — из серии мелочь, а приятно). Подобные кредитные карты в борьбе за лояльность клиентов выпускают в России уже несколько банков. К примеру, «Метробанк» готов возвращать своим клиентам от 0,5% до 5% потраченного. Однако тут свои подводные камни: максимальная ставка, как правило, ограничена узким кругом товаров, которые не относятся к ежедневному спросу. Так, рассчитывать на 5% можно только на автозаправке, 3% вам вернут после аптеки, 2% — в результате посещения спортивного магазина. Минимальная же ставка, как нетрудно догадаться, предусмотрена за покупку продуктов и посещение ресторанов и кафе. Есть, правда, и банки, после которых кэшбэк может показаться не столь ошутимым. К примеру, «Росевробанк» вернет «щедрые» 0,5% (ставка одна, не рассчитывайте на большее) только клиентам, которые тратят по кредитной карте не меньше 50 тысяч рублей в месяц. Или татарский «Ак Барс», где на кэшбэк в размере от 3 до 5% можно рассчитывать только при покупке товаров в магазинах сети «ЭССЕН». Однако в некоторых банках решили не мелочиться. Так, одну из крупнейших кэшбэк акций в новогоднюю пору проводил банк «Русский Стандарт» — по ее итогам тысяча клиентов банка получили возмещение своих новогодних покупок на общую сумму 7,5 млн рублей. Победитель акции «Оплатим Ваши новогодние покупки!» из Воткинска получил обратно на счет фантастические 209 тысяч рублей. Он и другие 49 счастливчиков обрели новогодние подарки совершенно бесплатно (им было возмещено 100% стоимости), еще 150 человек купили по факту свои подарки в полцены, и оставшиеся 800 человек получили по 10% потраченного обратно на счет. Средний размер возврата составил 7,5 тысяч рублей. Как говорил один небезызвестный персонаж, «неплохая прибавка к пенсии». В общем, не зря, китайцы и трактуют «кризис», как «возможность». В этот период открываются новые виды деятельности, запускаются новые программы, люди иначе начинают относиться к своим финансам. Поэтому те, кто думает о завтрашнем дне, не только не потеряют свои деньги, но могут еще и неожиданно заработать, вопреки паническим настроениям большинства. Для этого надо просто внимательнее относиться к разным акциям и быть клиентами надежных банков.