Давно прошли те времена, когда банк у россиян ассоциировался исключительно со сберкнижкой или кредитом. В последние годы самые разные банки все активнее внедряют новые услуги, а перед их клиентами открывается широкое поле выбора дополнительных сервисов и премиальных программ. Особенно активно развиваются кэшбэк и дисконт-предложения, о которых мы сегодня и поговорим. Термин «кэшбэк» в дословном переводе с английского означает «возврат наличных», но означает более широкий механизм возврата на счет пользователя части суммы, которую он уже потратил на свои нужды. Как правило, речь идет о нескольких процентах или, что встречается реже, фиксированных суммах порядка 500 или 1000 рублей. Банковские карты с кэшбэком могут быть кредитными или дебетовыми и относиться к любым платежным системам. Примеров таких карт на сегодняшний день уже довольно много. РосЕвроБанк предлагает своим клиентам карту «Пакет услуг Класс комфорт» систем Visa и MasterCard, 0,5% совершенных по которой платежей возвращается банком обратно на счет. У Метробанка похожий продукт носит название «Карта «Cash Back» и обещает дифференциированное возмещение расходов — от 5% трат на автозаправках и 3% в аптеках до тех же 0,5% расходов в прочих категориях товаров. — Насколько я знаю и чем я пользуюсь, мой банк возвращает 1% от суммы покупок, сделанных по его карте. У других, я думаю, тоже цифры сопоставимы — чуть больше, чуть меньше, 2-3 %. Если человек расплачивается в месяц на 50 тысяч рублей, то может получить 500 рублей, если он обеспеченный и расплачивается на 500 тысяч, то получит 5000 рублей. Достаточно скромные цифры, но, тем не менее, они повышают лояльность к банку. Следует сделать вывод, что для банка это может стоить не очень дорого, но для клиента это приятно, — говорит аналитик УК «Капитал» Сергей Карыхалин. Иногда банки распространяют кэшбэк на все выпущенные карты в рамках какой-нибудь временной акции. Так, банк «Русский Стандарт» во время последних новогодних и рождественских праздников проводил для своих клиентов акцию «Оплатим Ваши новогодние покупки!» Ее победителям полностью или частично возмещались расходы, оплаченные картой банка в период акции. Больше всех повезло одному из жителей города Воткинск, которому «Русский Стандарт» компенсировал 209 тысяч рублей. Не в обиде и еще 999 клиентов банка, принявших участие в акции, на которую банк в общей сложности потратил 7,5 млн рублей. Другой популярный инструмент для привлечения новых и заботы о старых клиентов — дисконтные, или скидочные программы. Они не охватывают столь широкий круг продавцов и поставщиков услуг, как кэшбэк, зато позволяют экономить намного более серьезные проценты. По уже упоминавшейся карте «Пакет услуг Класс комфорт» РосЕвроБанка, например, предоставляется 10%-ная скидка на бронирование автомобиля в компании Europcar. А салон «Оптика и мода» обещает по ней же скидку на свои товары до 30%. Еще более серьезно сэкономить получится держателям карт «Русского Стандарта». В Казани поход в рестораны Beerhouse или Chateau обойдется на 10% дешевле, турагентства «Туземец» и Vista обещают 7%-ную скидку, а цена одежды и обуви в магазинах сетей Finn Flare, Domani или Henderson окажется меньше на 5%. Особенно активно российские банки начали использовать дисконт и кэшбэк-инструменты на фоне экономического кризиса. Их выгода понятна — показав себя клиентам с лучшей стороны, они обеспечат себе активное и долгосрочное сотрудничество с гражданами. Но и для пользователей этих услуг есть прямой смысл воспользоваться щедрыми предложениями, ведь случая сэкономить пару процентов, а то и больше, как говорится, «на ровном месте», упускать явно не стоит.