Пресс-центр

Управление по связям с общественностью Банка Русский Стандарт
105187, Москва, ул. Ткацкая, д. 36
pr@rsb.ru
9 Декабря 2016

Как безопасно расплачиваться в интернете

Источник: РБК Деньги (money.rbc.ru), Москва

Банк "Русский стандарт" представил статистику онлайн-платежей, совершенных россиянами за девять месяцев этого года. Популярность этого сервиса продолжает расти. Как обезопасить себя при расчетах в интернете?

Аналитики банка "Русский стандарт" изучили более 600 млн транзакций по всей территории страны и пришли к выводу, что покупательская активность россиян в интернете продолжает расти.

За девять месяцев 2016 года количество онлайн-покупок по сравнению с прошлым годом увеличилось на 39,5%. Эксперты объясняют это увеличением роли интернета во всех сферах жизни, общим уровнем развития технологий и повышением финансовой грамотности граждан. "На рост покупательской активности влияет возможность покупок с мобильных устройств (планшетов и смартфонов) и активное проникновение мобильного интернета в регионы", - отмечается в исследовании банка.

При этом электронные продажи стабильно теснят традиционные. По данным "Русского стандарта", на долю интернет-эквайринга в общем объеме торгового эквайринга в 2014 году приходилось 3%, в 2015 году - 4,09%, а в 2016 году - уже 5,52%.

География покупок и средний чек

"Русский стандарт" выделил топ-10 городов с самым большим числом активных онлайн-покупателей. В первой пятерке Москва и Московская область (доля от общего количества транзакций - 60,55%), Санкт-Петербург (10,42%), Уфа (2,78%), Сочи (1,09%) и Владивосток (1,02%). Далее следуют Ростов-на-Дону, Ульяновск, Калининград, Екатеринбург и Нижний Новгород (1% и менее).

Одновременно эксперты отмечают снижение среднего чека по онлайн-операциям. У "Русского стандарта" за девять месяцев 2016 года он составил 4467 руб. В 2015 году он равнялся 5490 руб. "Снижение среднего чека почти на 20% говорит о том, что россияне стали более экономными, - поясняют авторы исследования. - Граждане стали более избирательно подходить к онлайн-тратам по картам, не склонны к импульсным покупкам в интернете".

Представители других банков также отмечают, что в этом году средний онлайн-чек стал меньше. "Он уменьшился, но только из-за увеличения числа компаний со средним чеком менее 1 тыс. руб., - рассказывает начальник управления электронной коммерции Альфа-банка Игорь Арефьев. - Это, например, оплата такси или мелкие покупки в социальных сетях". При этом он обращает внимание на то, что компании авиа- и туристического сегмента, напротив, увеличили средний чек в среднем на 15-20%. Это связано с ростом стоимости путевок и авиабилетов.

Начальник управления электронной коммерции банка "Открытие" Павел Рево рассказал РБК, что средний чек по интернет-эквайрингу этого банка составляет 2 тыс. руб. За год он уменьшился на 35%. При этом, как и у "Русского стандарта", общий объем трат в интернете за год вырос. Рост составил 15%. "Это общая тенденция на рынке, которая свидетельствует о том, что при микроплатежах пользователи предпочитают банковскую карту электронным кошелькам и мобильным платежам", - поясняет Павел Рево.

Структура покупок

Эквайринговая сеть "Русского стандарта" принимает карты восьми платежных систем всех банков, в том числе American Еxpress, China Union Pay и "Мир". Среди крупных партнеров банка по интернет-эквайрингу - сеть кинотеатров "Каро", порталы Ozon.ru, Wildberries.ru и др.

Сегмент развлечений, по данным "Русского стандарта", признан самым популярным среди онлайн-трат. Более трети (33,94%) транзакций по эквайринговой сети банка пришлось на покупки билетов в театры, кино и др. Средний чек в этом сегменте - 3045 руб.

Более 23% транзакций в интернете пришлось на сегмент "сервисы" (оплата ЖКУ, налоги/штрафы, оплата услуг образовательных учреждений и др.). Средний чек здесь - 7038 руб. На третьем месте - ретейл: покупка продуктов питания, электроники, одежды, косметики с долей транзакций 17,35% и средним чеком 4339 руб. На четвертом месте - размещение в отелях, гостиницах, хостелах. На пятом месте - оплата услуг операторов мобильной связи, включая интернет.

При этом у каждого банка список наиболее популярных категорий свой. Главный эксперт "Интерфакс-ЦЭА" Алексей Буздалин поясняет, что это зависит от того, в каких магазинах и сетях используются терминалы того или иного банка. Так, у Альфа-банка значительная часть покупок приходится на авиа- и туристический сегмент и такси, что неудивительно, поскольку банк сотрудничает с компаниями "Аэрофлот", S7 и Gett.

Начальник управления развития продуктов Бинбанка Алексей Охорзин рассказывает, что, согласно данным этого банка, чаще всего россияне совершают онлайн-операции по оплате авиа- и железнодорожных билетов, услуг связи и интернета, а также покупке одежды в интернет-магазинах. В банке "Открытие" 28,14% онлайн-покупок также совершаются в категориях авиабилеты и ж/д билеты (5,36%) и ЖКХ (4,60%).

Меры безопасности

По словам банкиров, чтобы платежи в интернете были безопасными, стоит придерживаться нескольких важных правил. "Рекомендуем пользоваться картой, поддерживающей технологию 3D-Secure, а также совершать оплату исключительно на проверенных сайтах", - говорит Алексей Охорзин. Для повышения безопасности можно завести отдельную карту и переводить на нее нужную сумму денег через интернет-банк или мобильный банк. Также можно установить лимит по операциям, совершаемым по карте в интернете.

Начальник управления мониторинга электронного бизнеса Альфа-банка Владимир Бакулин советует оплачивать товары и услуги в интернете преимущественно с личного компьютера. Желательно, чтобы соединение было защищенным (адрес магазина начинается с https://). "Если магазин вам не знаком, изучите информацию в разделе "Контакты", - рекомендует Бакулин. По его словам, всевозможные предложения вроде "суперскидка только сегодня" должны настораживать, особенно если это ссылки, присылаемые по почте, в социальных сетях, или контекстная реклама. Кроме того, не помешает установка на устройство антивирусной программы.

Алексей Буздалин утверждает, что у большинства приличных банков сервисы устроены таким образом, что не допускают возможность платежей в сомнительных магазинах. "Клиент должен прежде всего заботиться о выборе хорошего банка, а о безопасности платежей должна думать сама кредитная организация", - говорит эксперт.