Источник: Издательский дом Коммерсантъ
Доля карт с невостребованным кредитным лимитом в общем числе кредиток резко снизилась, свидетельствуют данные бюро кредитных историй. Весь 2016 год этот показатель держался на уровне 32–33%, а к августу текущего года опустился до 27,1%. В отсутствие роста доходов граждане вынуждены все чаще прибегать к кредиткам для закрытия «кассовых разрывов» в личных финансах. При этом растет выдача карт по запросу населения, тогда как раньше инициативу в большей степени проявляли банкиры.
С начала 2017 года доля кредитных карт, обладатели которых не пользуются кредитными средствами по ним, сократилась на 5 процентных пунктов до 27,1%, свидетельствуют данные Национального бюро кредитных историй (НБКИ, входит в топ-3, консолидирует информацию о кредитах 84 млн заемщиков). Это рекордно низкий показатель за последние два года: на начало 2016 года доля кредитов с нулевой утилизацией составляла 33,3% от общего количества всех кредитных карт, отмечается в исследовании бюро. При этом весь 2016 год она держалась на стабильно уровне 31–33%. За карты с нулевой утилизацией в рамках исследования в каждом месяце принимались кредитки, по которым лимит был полным и не проводилось расходных операций в течение месяца.
По данным ЦБ, на 1 июля 2017 года всего в России было выпущено 259,6 млн банковских карт, из них 30,5 млн кредитные. Даже с учетом сокращения их доли каждая четвертая кредитная карта является неиспользуемой. «Причина высокой доли неиспользуемых кредитных карт кроется в том, что многие банки в прошлые годы активно предлагали кредитки в нагрузку к другим продуктам, например в рамках зарплатных проектов, кроме того, нередким явлением были рассылки карт,— говорит гендиректор БКИ “Эквифакс кредит сервисиз” Олег Лагуткин.— Но сейчас банки стали более внимательно относиться к подобным практикам». По открытым кредитным картам (когда была совершена хоть одна операция) даже с неутилизированными лимитами необходимо начислять резервы, и в условиях растущих требований к капиталу банки стали осмотрительнее в данном вопросе, многие проводят оптимизацию карточного портфеля, закрывая неиспользуемые карты, добавляет он. Например, такую оптимизацию портфеля недавно завершил Ситибанк, занимающий, по данным аналитического агентства Frank research group, 7-е место на рынке кредитных карт.