Источник: Банковское обозрение
Автор: директор департамента эквайринга Банка Русский Стандарт Инна Емельянова
По данным Банка «Русский Стандарт», обороты онлайн-покупок по картам в 2018 году выросли на 47% по сравнению с 2017-м, а до этого всплеск карточных платежей в онлайн-торговле пришелся на 2014 год, он составил 127,1% (по сравнению с девятью месяцами 2013 года). В последующие годы рост в этом сегменте был не такой сильный: в 2015 году — 48,3%, а в 2016-м — 39,5%.
Такой бурный рост онлайн-платежей в e-commerce в 2014 году был связан с тем, что до этого момента существовало очень ограниченное количество направлений, где была традиционно принята оплата картой онлайн. Например, в большей степени это относилось к крупным российским и международным компаниям. А в 2014 году онлайн-платежи получили массовое распространение и в итоге проникли во все сферы торговли и услуг, включая самые разные направления, в том числе и недорогие сегменты.
Сегодня проникновение интернет-эквайринга идет довольно активно, можно говорить о том, что онлайн-платежи в e-commerce уверенно забирают часть торгового эквайринга. Так, по данным исследования Банка «Русский Стандарт», на долю интернет-эквайринга в общем объеме торгового эквайринга в 2016 году приходилось 5,5%, в 2017 — 8,5% а в 2018 — 13,5%.
Одним из значимых стимулов развития интернет- и мобильного эквайринга в 2018 году стало подключение компаний из сегмента малого и среднего бизнеса после принятия Закона № 54-ФЗ. У интернет-магазинов теперь появилась необходимость соответствовать требованиям Закона: они обязаны отправлять клиенту фискальный чек по электронной почте.
Идя навстречу своим клиентам, Банк «Русский Стандарт» подготовил для предпринимателей комплексное предложение по эквайрингу и аренде или приобретению оборудования онлайн, без посещения офиса, что особенно популярно в e-commerce.
На долю интернет-эквайринга в общем объеме торгового эквайринга в 2016 году приходилось 5,5%, в 2017 — 8,5% а в 2018 — 13,5%
Кроме того, надо отметить, что в последние год-два в борьбу за клиента вступил и мобильный эквайринг. Именно такие решения максимально выгодны и удобны как для малого и среднего бизнеса, так и для торговых представителей ретейлеров. Например, на рынке появилось новое оборудование mCassa — это мобильная POS-система, созданная на базе Android, которая работает по принципу «Все в одном». Система mCassa обеспечивает прием платежей в торговой точке или у курьера, включая в себя весь необходимый функционал для проведения как наличных, так и безналичных операций. Программное обеспечение мобильной POS-системы дает возможность создавать каталог товаров и услуг и формировать товарную корзину покупателя. Клиентам торговой точки, участвующим в программе лояльности, система позволяет предоставлять скидки и привилегии. Также можно подключить любые дополнительные опции, необходимые для продажи товаров и услуг.
Благодаря новому сегменту клиентов из МСБ и внедрению для них новых удобных технологий в «Русском Стандарте» отмечают увеличение числа транзакций в интернет- и мобильном эквайринге. Многие ретейлеры, представленные в офлайне, дублируют каталоги на онлайн-сайтах, появляются новые игроки, а существующие увеличивают свою клиентскую базу, поэтому рынок e-commerce постоянно развивается.
Важно отметить еще один интересный аспект развития e-commerce: в 2019-2018 годах наметился тренд по реализации товаров и услуг премиального класса в Интернете. Крупные luxury-бренды постепенно переходят в Сеть. Кроме того, стабильно высоким остается число операций в сегментах travel-услуг, ресторанах, такси и других сервисах. Если смотреть по сегментам, то сильнее всего конкуренция ощущается среди розничных магазинов, то есть там, где больше всего игроков.
По данным эквайринговой сети Банка «Русский Стандарт», с начала 2019 года количество онлайн-покупок по банковским картам выросло на 25% (по сравнению с началом 2018 года), а обороты — на 47%. Данные подтверждаются и другими исследованиями (например, одним из последних). Быстрее всего рынок растет в крупных городах: в Москве — на 26%, Санкт-Петербурге — на 25%; медленнее всего e-commerce набирает обороты в Ростове-на-Дону, но и здесь динамика значительна — 12% роста в текущем году.
Говоря о динамике средней суммы платежа по банковским картам (среднего чека) в e-commerce, можно отметить, что серьезно прибавил сегмент «такси»: рост на 41% — от 302 рублей в 2017 году до 424 руб. в 2018 году. А, например, в таком популярном направлении, как онлайн-оплата билетов в кино, средний чек, наоборот, снизился на 8% — с 759 рублей в 2017 году до 710 рублей в 2018-м.
Важно отметить еще один интересный аспект развития e-commerce: в 2019-2018 годах наметился тренд по реализации товаров и услуг премиального класса в Интернете
Интересно, что за последние годы в интернет-эквайринге стало можно расплатиться картами практических всех популярных платежных систем. Так, весной 2019 года «Русский Стандарт» организовал для своих клиентов возможность приема в e-commerce карт китайской платежной системы UnionPay. Не отстают и популярные платежные сервисы, Например, Apple Pay позволяет очень просто совершать покупки в приложениях и на веб-сайтах одним прикасанием пальца к Touch ID, больше нет необходимости вручную заполнять объемные документы с контактными данными или повторно вводить данные о доставке и выставлении счета.
Кроме того, драйвером интернет-эквайринга становятся и те финансовые технологии, которые банки внедряют для удобного приема платежей в e-commerce. Например, Банк «Русский Стандарт» создал мобильное приложение Link in app для быстрого приема онлайн-платежей по банковским картам. Приложение Link in app позволяет компаниям дистанционно и моментально выставлять счета на оплату товаров, сервисов или услуг на электронную почту и мобильный телефон клиента. Новым сервисом можно пользоваться без дополнительного оборудования, достаточно сматфона. Такие технологические инновации продвигают рынок интернет-эквайринга вперед каждый день.
В заключение стоит отметить, что стремительная цифровизация и переход в онлайн — это тенденция не только эквайринга, но и многих отраслей экономики. Влияние на это оказывают два ключевых тренда. Во-первых, техника и технологии становятся все более умными, многофункциональными, быстрыми, безопасными и удобными. Во-вторых, новое поколение, поколение Z, все быстрее вливается в число миллениалов, становясь драйвером диджитализации