Источник: Коммерсантъ
Но для снятия наличных они нужны все меньше
Впервые за последние пять лет количество банкоматов в стране начало расти, хотя доля снятия наличных в общем объеме карточных операций продолжила снижаться. Зато банкоматы становятся все более многофункциональными и из аппаратов выдачи наличных постепенно превращаются в мини-офисы банковского обслуживания.
По данным ЦБ, в третьем квартале этого года количество банкоматов в России выросло до 192,5 тыс. шт. - это максимум с II квартала 2018 года. При этом если до конца года их количество не упадет, то 2019 год станет первым начиная с 2014 года, когда по его итогам будет зафиксирован рост.
Впрочем, тенденция этого года в меньшей степени затронула крупнейшие банки - Сбербанк и ВТБ, на которые приходится почти половина банкоматного парка. "Мы наблюдали некоторое сокращение числа банкоматов, что можно объяснить стремлением банков оптимизировать затраты на этот канал", - сообщил "Ъ" член правления ВТБ Валерий Чулков. По его словам, ВТБ постоянно следит за новыми тенденциями на рынке и стремится обновлять устаревшие банкоматы. По словам главного аналитика Сбербанка Михаила Матовникова, тренд на снижение числа банкоматов продолжается не первый год. "У нас нет каких-то планов по необходимому количеству устройств - те банкоматы, которые недостаточно востребованы, мы убираем", - заявил он "Ъ". Однако, по его словам, в этом году количество банкоматов Сбербанка практически не изменилось.
В свою очередь, банки с меньшим количеством банкоматов, наоборот, расширяют парк устройств. В Промсвязьбанке сообщили "Ъ", что прирост его собственной сети банкоматов в этом году составил 10%. Как рассказал "Ъ" источник на платежном рынке, в этом году Тинькоффбанк увеличил более чем на 500 единиц парк своих устройств. В самом банке не ответили на запрос "Ъ". По данным "Ъ", увеличили свои банкоматные сети, но в меньших размерах РНКБ, Росбанк и банк "Русский стандарт".
Характерно, что при общем росте числа банкоматов в последние годы доля операций по снятию наличных неуклонно снижается. По данным ЦБ, на конец третьего квартала она составила 7,1% по числу операций и 31,5% по объему. Год назад эти показатели были соответственно 9,7% и 37%.
Впрочем, все банки уделяют основное внимание повышению функциональности каждого устройства. Независимый эксперт на рынке платежных карт Дмитрий Вишняков отметил, что модернизация платежной инфраструктуры включает в себя появление новых банкоматов с дополнительными опциями - функциями по безналичной оплате, голосовыми и т. д. "Банки все чаще используют банкоматы как многофункциональные терминалы для проведения банковских операций", - уверен он. "Сейчас акцент смещается в сторону омоложения действующей сети и замены монофункциональных машин на универсальные с замкнутым оборотом наличных. Такой тип банкоматов повышает доступность финансовых сервисов, а также позволяет проводить инкассацию значительно реже, что значительно удобнее для клиентов", - пояснил Валерий Чулков.
С учетом растущей функциональности банкоматов и постепенного сокращения количества отделений банков это хорошая и недорогая альтернатива филиальной сети. Не в последнюю очередь интерес банков к росту числа банкоматов связан с необходимостью пополнять карточные счета. В результате банкомат становится своего рода операционной кассой банка. По словам Михаила Матовникова, у Сбербанка в банкоматах основная услуга - выдача наличных, но прием денег сегодня составляет сопоставимую величину. "Потребность вносить деньги в банкомат сегодня выше, чем потребность снимать. Как результат - в целом по стране банкоматов всех банков с функцией приема наличных примерно на 6% больше, чем только с функционалом снятия", - оценивает исполнительный директор по развитию банка "Русский стандарт" Елена Петрова.