Источник: Коммерсантъ
Банковские клиенты привыкли к СБП
За полгода действия системы быстрых платежей (СБП) ЦБ банки зафиксировали снижение доли переводов me2me (сам себе) вдвое - до 30-40%. С одной стороны, это может быть следствием перехода части банков на единый сценарий переводов c2c (потребитель потребителю), что затрудняет выделение платежей на свои же карты. С другой стороны, люди уже протестировали систему. Однако в ней пока работает всего 16 банков, и по мере подключения остальных системно значимых игроков, запланированного на октябрь, доля переводов me2me может снова возрасти.
О том, что доля переводов me2me снизилась до уровня 30-40%, рассказали "Ъ" в опрошенных банках - участниках СБП. Однако в некоторых банках отметили, что уже убрали сценарий me2me-переводов. В начале запуска системы доля подобных переходов доходила 60-80%.
СБП запущена 28 февраля, с ее помощью граждане могут переводить деньги между счетами в разных банках по номеру телефона. На старте к СБП было подключено всего 12 банков, сейчас в ней 16 кредитных организаций, семь из которых системно значимые. Как сообщили "Ъ" в ЦБ, с момента запуска в системе совершено более 1,87 млн операций на сумму 16,84 млрд руб. С 13 по 18 августа пользователи СБП перевели 1,12 млрд руб., а средняя сумма перевода составила 8,6 тыс. руб.
В пресс-службе ВТБ сообщили, что еженедельно со счетов либо на счета банка производится свыше 45 тыс. операций СБП. С момента подключения ВТБ к СБП в марте уже было проведено свыше 500 тыс. операций на сумму свыше 4,5 млрд руб. Лишь около 30% переводов от общего объема операций через СБП приходятся на переводы me2me. По словам руководителя направления эквайринга и электронной коммерции банка "Ак Барс" Ильназа Ситдикова, доля me2me-операций составляла около 60% на старте системы, сейчас же составляет 30-40%.
В банке "Русский стандарт" рассказали, что на начальном этапе было отмечено очень много небольших переводов, до 100 руб. "Это говорит о том, что клиенты просто тестировали новый сервис, пробовали, проверяли скорость и отсутствие комиссий", - считают в банке. В целом ключевая тенденция использования СБП клиентами - переводы между своими же счетами, например, для перевода средств из банка, где клиент получает доход, в банк, где у него выгодно размещен депозит (для его пополнения), в банк, где клиент взял кредит (для его погашения), или в банк, где клиент открыл расчетную или кредитную карту, которой пользуется в повседневной жизни, указывают в "Русском стандарте". По словам технического директора платежной системы "Золотая корона" Андрея Надточего, с подключением банков в систему ее действительно стало можно использовать для расчетов между людьми. "Но пока банков единицы, найти кого-то, кому ты хочешь перевести деньги, очень сложно", - уточняет он.
Одной из причин такого снижения может быть тот факт, что ЦБ принял решение убрать me2me-переводы, встроив их в c2c-переводы, чтобы "оптимизировать IT-процессы банков" (см. "Ъ" от 5 июля 2019 года). Кроме того, предправления НП "Национальный платежный совет" Алма Обаева отмечает, что сейчас СБП работает не в тестовом, а рабочем порядке. "Проводятся реально необходимые платежи, и их объем естественно растет, - поясняет она. - Некоторые банки уже ввели комиссию, что поубавило аппетит к экспериментам". Пустые обороты, проводимые ради тренинга, почти все отпали, заключает госпожа Обаева.
Однако по мере подключения к системе новых системно значимых банков, в том числе Сбербанка, на который приходится около 70% платежей между физическим лицами, можно ожидать возобновления роста доли переводов самому себе. Новые клиенты, которые ранее не участвовали в СБП, начнут, хотя бы в первые дни пользования системы, тестировать ее для своих нужд, отмечают представители банков.
16,84 миллиарда рублей перевели российские граждане через систему быстрых платежей с 28 февраля
Просто за счёт повышения доли населения, для которого смартфон и Интернет — это повседневная технология, без которой они уже не представляют свою жизнь, — поясняет Иван Ивкин из банка ТКБ.
Активность россиян в цифровых каналах банков будет расти за счёт того, что большая часть клиентов уже считает нормальным начинать отношения с кредитными организациями именно через онлайн, уточняет директор по развитию продаж в цифровых каналах Промсвязьбанка Юлия Михайловская. При этом фининституты, отмечает она, в свою очередь, учатся предоставлять таким гражданам больше услуг удалённо, снижая таким образом собственные расходы.
Впрочем, как ни странно, добавляет представитель «Русского Стандарта», опыт западных стран показывает: при росте проникновения Интернета и дистанционных банковских технологий количество отделений банков растёт так же, а функциональность кол-центров расширяется. Иными словами, разные каналы обслуживания развиваются параллельно и не мешают друг другу, а дополняют, заключает он.