Источник: Известия
Электронные кошельки хотят присоединить к системе быстрых платежей
Электронные сервисы присоединятся к системе быстрых платежей ЦБ
Электронные платежные сервисы "Яндекс.Деньги" и WebMoney интересуются подключением к системе быстрых платежей (СБП) Центробанка, рассказали там "Известиям". При этом кошелек "МТС Деньги" присоединится к платформе уже в третьем квартале 2019 года. В пресс-службе Национальной системы платежных карт (НСПК) подтвердили наличие интереса к СБП со стороны электронных кошельков, а также сообщили, что некоторые из них уже подали заявки на подключение. Система ЦБ, позволяющая перечислять средства по номеру телефона, начинает работу сегодня. Эксперты рассчитывают: взаимодействие сервисов будет выгодным для пользователей - благодаря этому уменьшится размер комиссий, которые банки взимают с клиентов за пополнение электронных кошельков.
КОШЕЛЬКИ ХОТЯТ В СИСТЕМУ
Крупные электронные платежные сервисы (электронные кошельки) "Яндекс. Деньги" и WebMoney проявили интерес к подключению к СБП, сообщили "Известиям" в обеих компаниях. А сервис "МТС Деньги" уже готов к нему подключиться в третьем квартале 2019-го, рассказали там. В компании "Яндекс. Деньги" заявили, что оценивают такую возможность. Директор по развитию WebMoney Петр Дарахвелидзе отметил: сервис готов рассмотреть вопрос о присоединении к СБП, когда проект выйдет за рамки тестового. Примечательно, что WebMoney на днях присоединился к системе моментальных денежных переводов по номеру телефона Сбербанка.
В НСПК, которая является операционным платежным и клиринговым центром СБП, "Известиям" подтвердили, что со стороны электронных платежных сервисов есть интерес к платформе и некоторые уже подали заявки на подключение к ней. Какие именно электронные кошельки готовы присоединиться к системе ЦБ, в НСПК не уточнили. В Банке России также не ответили на вопрос "Известий" о том, рассматривает ли регулятор возможность подключения таких сервисов к системе.
Если к системе быстрых платежей присоединятся электронные кошельки, люди смогут оперативно пополнять их с банковских счетов и карт, отметил председатель правления банка "Русский стандарт" Александр Самохвалов. Впрочем, он указал: доля расчетов через такие сервисы значительно ниже, чем объем P2P-переводов банков, поэтому уровень конкуренции между кредитными организациями и платежными системами останется прежним. Однако подключение кошельков к СБП сделает оборот безналичных денег более удобным и комфортным для клиентов.
В ЧЕМ ВЫГОДА
Доля интернет-платформ для хранения средств и расплаты ими на российском рынке относительно невелика, указал глава ассоциации "Электронные деньги" Виктор Достов. По примерной оценке экспертов, объем платежей через такие каналы может составлять сотни миллиардов рублей в год. Это не самая большая, но вполне заметная сумма, добавил эксперт. Всего за десять месяцев 2018-го, по данным ЦБ, россияне перевели друг другу 19,2 трлн рублей. Статистики за весь год еще нет.
В России электронные кошельки давно сотрудничают с банками, отметил Виктор Достов. По его мнению, их подключение к СБП поможет взаимодействовать еще более эффективно. Для клиента такое сотрудничество сервисов будет выгодным: в первый год работы СБП регулятор не станет брать комиссию с банков за ее использование, в дальнейшем плата появится, но она будет ниже, чем в среднем по рынку. Отразится это и на комиссиях за пополнение электронных кошельков. Эксперт считает, что они будут снижаться. Сейчас размер платы варьируется от 0 до 4%.
Впрочем, некоторые банки рассматривают возможность введения комиссии за переводы в СБП с 1 июня, писали ранее "Известия". Это Росбанк, Промсвязьбанк и банк "Ак Барс".
Согласно данным исследовательской компании Mediascore, в 2018 году вторым по популярности платежным сервисом после "Сбербанк Онлайн" были "Яндекс.Деньги". За ними - WebMoney, PayPal, они опережали "ВТБ Онлайн", "Альфа Клик" и "Русский стандарт". Россияне оплачивают электронными деньгами заказы в интернет-магазинах, мобильную связь, осуществляют денежные переводы, покупают музыку, книги, пополняют балансы в соцсетях, свои счета в онлайн-играх, платят за ЖКУ и так далее. Количество пользователей электронных денег растет: если в 2017 году их было 57,8%, то в 2018-м эта аудитория выросла до 72%. Доля граждан, предпочитающих оплачивать товары и услуги с помощью интернет-банкинга или картами онлайн, выше, но ненамного - 80,1 и 79,2% соответственно. Наиболее популярны электронные кошельки у граждан 25- 34 лет.
В компании "Яндекс.Деньги" "Известиям" сообщили: на сегодняшний день в сервисе зарегистрировано 38,5 млн электронных кошельков, в среднем ежедневно в системе появляется 8 тыс. новых пользователей. Подключение электронных кошельков к СБП снизит комиссию за их пополнение.