Пресс-центр

Управление по связям с общественностью Банка Русский Стандарт
105187, Москва, ул. Ткацкая, д. 36
pr@rsb.ru
28 Августа 2019

Платоны и Невтоны

Источник: Деловой Петербург

Перспектива

Итоги приемной кампании в вузы Петербурга любопытны. Важен не столько выбор профессий и высота проходного балла - но география и демография. Перспективы экономики города меняются сейчас, когда в вузы идут дети излета демографической ямы 2000-х. А к 2025-му, когда им на смену явятся первые родившиеся после внедрения мат капитала, будущее Петербурга трансформируется радикально, если не революционно.

Вкратце ситуация такова (по предварительным данным комитета по науке и высшей школе): почти все показатели уверенно растут. На очную форму обучения и бюджет, программы бакалавриата и специалитета зачислены 27 040 абитуриентов (на 556 больше, чем в 2018-м). На самом деле больше - данные по "платникам", частным вузам и магистрантам будут к октябрю.

Заявлений подано 484 тысячи (в 2018-м - 462 тысячи), в том числе на бюджет (374 тысячи против 349 тысяч в 2018-м). От победителей и призеров олимпиад школьников - 4218 заявлений (в 2018 году - 4050).

Девушек больше (55%), хотя и меньше, чем в прошлом году (58%). А вот число иногородних желающих получить бюджетное образование именно в Петербурге последние пару лет стабильно - 69,0% от общего числа заявлений (плюс еще 10 тысяч иностранцев). Но по сравнению с 2002-м - вдвое больше, тогда доля таких студентов составляла 38%.

С точки зрения Смольного, эти цифры наглядно подтверждают востребованность образовательных программ, реализуемых вузами нашего города, доступность высшего образования на его территории и статус города как общероссийского научно-образовательного центра.

Средний конкурс в госвузы Петербурга - 13,83 человека на место (в 2018-м - 13,18 чел./м.). Сохраняется тенденция прошлых лет - все популярнее технические специальности, медицина, экономика и творческие направления. Средний балл ЕГЭ у поступивших на бюджет - 76,91.

По данным агентства RAEX, москвичи занимают 2/3 мест в лучших вузах Москвы, а в Петербурге шансов у приезжих гораздо больше. При этом молодежь обеих столиц к миграции не склонна и предпочитает учиться в родном городе. Уезжают всего 1,2% выпускников лучших московских школ и 18% - лучших петербургских. Аналогично рассчитанная RAEX доля для воспитанников школ Сибири - 40%, а Урала - 60%.

Ежегодно в Петербург приезжают учиться десятки тысяч молодых людей. Специальности широкого спектра - от горного и морского дела до менеджмента и педагогики с медициной.

В соответствии с классикой теории урбанистики, значительная их часть должна оседать в Петербурге, вкладывая в экономику города интеллектуальные и финансовые ресурсы. Проект "Молодая семья", покупка квартиры-студии, энтузиазм в карьерных устремлениях и прочее.

В итоге Петербург должен расти и развиваться семимильными шагами. На самом деле статистики о том, остаются ли эти десятки тысяч на рынке труда Петербурга, возвращаются на родину или переезжают дальше, в открытом доступе нет. Возможно, она не так радужна, как данные об абитуриентах.

 

Ясное будущее

Спасением мог бы стать целевой набор, наследие СССР. Желающих не толпа, но и доступна опция не всем. Для целевого набора организации должны иметь долю государства в уставном капитале. Договоры можно заключать с уже поступившими студентами.

В Петербурге целевкой пользуется сфера гособоронзаказа. Например, АО "Концерн "Морское подводное оружие - Гидроприбор" в этом пришел сразу в пять вузов: Военмех, Политех, ЛЭТИ, ИТМО и СПбГМТУ. Еще один список формирует Смольный по заявкам от комитетов и райадминистраций. Больше всего предложений получить образование по квоте в здравоохранении и образовании.

В СПбГЭУ у целевых первокурсников около 7% мест. В вузе полагают, что "механизм должен быть комплексным", "кураторство над обучающимся должно брать на себя предприятие: не просто финансировать, но обеспечивать практику, быть соучастником процесса".

В ИТМО количество целевиков на бакалавриате - 15 человек в год. "Этот год для системы был тестовым - много нововведений еще не заработали в полной мере. Думаю, что уже в следующем году представители организаций и бизнеса начнут играть более заметную роль", - полагает ответственный секретарь приемной комиссии ИТМО Алексей Итин. В этом вузе считают целевой набор более актуальным для магистратуры, когда работодателю виден уже сформировавшийся кандидат.

В Политехническом университете имени Петра Великого количество целевиков упало, но в 2020-м ожидается рост. "Ужесточились обязательства и студентов, и предприятий, - говорит ответственный секретарь приемной комиссии вуза Виталий Дробчик. - Были активны регионы: администрация Череповца, предприятия Бийска, Ленобласти и Петербурга ("Газпром", "Красный октябрь", "Импульс")".

 

Выбирают из готового

Прочие работодатели четко понимают, что нужно от выпускников, но целевку возрождать не хотят.

В СК "Орион плюс" отдают предпочтение специалистам с опытом, хотя "уровень подготовки специалистов в целом по стране упал". В "Метрострой" за последние 3 года приняли 79 выпускников профильных вузов - из Горного университета, ПГУПС и ГАСУ. Отрасль требует практического опыта, целевой набор компания не ведет. Студентам предоставляет информацию, а для профильного колледжа - стипендию.

"Ни в одной корпорации молодому специалисту не выдадут инструкцию с указаниями, куда нужно идти и что делать, поэтому очень важна любознательность", - говорит основатель центра бизнес-коучинга для детей Be For Kids Юлия Ершова.

По ее оценке, отраслевые компании спонсируют отдельные факультеты в вузах, чтобы взять "полуготовых" профессионалов. Чаще речь о выпускниках разных факультетов ВШЭ, МГУ, РЭУ имени Плеханова, "потому что там воспитывают студентов с нужными современными навыками".

Никто не ожидает полных знаний по продукту или услуге. "Хочется видеть как минимум базовый уровень, понимание основ технологии или сферы. В идеале - минимальный опыт практики и поверхностное знакомство с методологиями (ITIL, DevOps, AGILE)", - говорит глава службы сопровождения клиентов группы компаний "ИТ-Град" (группа МТС) Алик Фахрутдинов. Самое главное, по его мнению, - желание познавать новое и интерес к выбранному направлению.

 

Финансовые предпочтения

Большинство опрошенных "ДП" банков ждут от выпускников готовности учиться всю жизнь, гибкости, активной жизненной позиции, современных знаний, digital skills. "Круто, если новичок быстро вливается в коллектив и демонстрирует отличные бизнес-результаты, а еще и становится фанатом работодателя", - говорит замдиректора Северо-Западного регионального центра Райффайзенбанка по розничному бизнесу Дарина Хохлушина.

В банке "Русский стандарт" выпускникам чаще предлагают должность оператора контактного центра или операциониста. Им нужны коммуникабельность, умение пользоваться компьютером и хорошее знание русского.

"Современные выпускники отличаются отсутствием страха перед завтрашним днем и желания стабильности, они не готовы адаптироваться к системе ради дохода. Это и проблема, и возможная точка роста для компаний - готовность бесстрашно менять будущее при отсутствии лояльности к компании или институту", - говорит советник председателя правления банка "Александровский" Мария Смирнова. "Растить своего специалиста с нуля или с минимальным опытом - достаточно дорогое удовольствие, - отмечает президент - председатель правления банка "СИАБ" Галина Ванчикова. - Регионалам предпочтительнее брать уже готовых специалистов и адаптировать в соответствии со своей корпоративной культурой".

31% лишь столько выпускников петербургских школ поступают на бюджет в вузы Северной столицы.

 

Комментарии

 

МАРИЯ МОСИНА директор по персоналу Росбанка

Мы уже давно активно нанимаем молодых выпускников, и успешно: стажеры переходят в штат. Залог успеха - внутренняя зрелость, готовность брать на себя ответственность, вовлеченно работать над реальными бизнес-кейсами, активная позиция в желании развиваться и профессионально расти.

Целевой набор, казавшийся когда-то отличным решением для бизнес-сферы, неактуален и содержит элемент принуждения. Лучшие выпускники сами успешно решают, где хотят работать, и могут реализоваться в разных сферах бизнеса. Мы даем такую возможность, запуская наборы на спецстажировки - "школы", с отбором через ассесмент-центр и деловые игры, максимально раскрывающие потенциал кандидатов. Такой подход отлично работает для талантов сферы digital, объединяющей технические, аналитические и индустриальные навыки.

 

ЮЛИЯ ЗАВИЛЕЙСКАЯ SVP, Global HRM

Я жду от выпускников академических знаний, широты кругозора, умения учиться и натренированности в обучении. Всегда ценила традиции высшего образования, способность думать и планировать многолетними циклами. Постоянная изменчивость внешнего мира диктует необходимость обновлений, мы, компании, суетимся, но можем доучиваться по запросам рынка. Но эти сиюминутные форматы не работают без базы и навыков из вуза. Все чаще приходят выпускники с опытом участия в проектах на базе вузов. Это особенно радует - высшее образование перестает быть чистым искусством, дотягиваясь до реальной жизни. Такие выпускники особенно ценны: кроме знаний они демонстрируют мотивацию достигать, реагировать на возможности, способность работать в команде.