Источник: РБК (rbc.ru)
Банки зафиксировали увеличение расходов по картам после отмены режима нерабочих дней, в Москве рост пока слабый. Оценки оборота некрупной торговли говорят о том же: по стране он достиг 69% от докризисного уровня, а в столице - 36%
Банки после отмены режима нерабочих дней, продлившегося в России с 30 марта по 12 мая из-за пандемии коронавируса, начали отмечать рост транзакционной активности клиентов, которые стали чаще расплачиваться картами. Об этом РБК рассказали представители большинства крупных кредитных организаций. Восстановление торговли отмечают и операторы фискальных данных.
Москва, где режим самоизоляции, несмотря на смягчение ограничений, продлили до 14 июня, отстает от общероссийских показателей: в регионах уровень заболеваемости коронавирусом был ниже и ограничения некоторые из них начали снимать раньше.
Как выросли траты по картам
Держатели карт ВТБ увеличили оборот в торговых точках в мае на 12% по сравнению с апрелем, в онлайне - на 9%. Доля расходов в интернете в мае держится на уровне 20%. Показатель онлайн-оплат вырос по сравнению с маем 2019 года на 28%.
Банк "Открытие" во второй половине мая зафиксировал рост трат по картам на 35-40% по сравнению с апрелем и началом мая. "В Москве ситуация отличается от общероссийской. Вторая половина мая формирует хорошую динамику прироста, но совокупный объем и транзакционная активность в два раза ниже прежних. Исключение составляют супермаркеты, ЖКХ и аптеки, которые работают на уровне до пандемии", - сказал представитель банка.
Газпромбанк в период ограничений фиксировал снижение трат клиентов в некоторые недели до 40% по сравнению с периодом февраля-марта. В конце мая объем трат клиентов в Москве и Московской области был ниже на 24%, а в целом по России - всего на 10%, чем до введения режима самоизоляции. По сравнению с периодом ограничений расходы после 12 мая в целом выросли на 26%. МКБ в мае отмечает прирост трат на 17% по отношению к апрелю. Совкомбанк - на 10% по картам рассрочки "Халва" как в Москве, так и в регионах по сравнению с карантинным периодом.
По словам руководителя управления некредитных продуктов Райффайзенбанка Максима Степочкина, в мае клиенты стали возвращаться к привычной модели потребления, которая включает расходы на транспорт, одежду и обувь. При этом финансовое поведение клиентов изменилось: опрос банка показал, что многие покупатели начали отказываться от наличных в пользу банковских карт, также значительно вырос интерес к бесконтактной технологии оплаты, меняется и сберегательная модель - наблюдается высокий спрос на карты с кешбэком.
Единственный банк из ответивших, который пока не наблюдает роста объема трат держателей своих карт, - это Промсвязьбанк. По структуре майских операций 42% пришлось на снятие наличных, что сопоставимо с показателем апреля (40%). Доля переводов и покупок в интернете выросла с 15% до 25%, сообщили там.
Как изменились обороты продавцов товаров и услуг
Представитель Тинькофф банка, который входит в топ-4 крупнейших российских эквайеров, рассказал, что падение оборотов в торговле было зафиксировано на первой неделе апреля - на 60% по сравнению с февральским недельным уровнем. Сразу после этого в целом по России еженедельно обороты прирастали ориентировочно на 10%, после 12 мая темпы увеличились до 20% в неделю. На данный момент обороты в регионах практически вернулись на уровень февраля (снижение к февралю составляет всего 5%). В Москве еженедельный рост и в апреле, и в мае был слабым - всего 2-3%. Другой тренд фиксируется эквайринговой сетью банка "Русский стандарт" (входит в топ-5 по стране): с 12 по 31 мая сумма покупок увеличилась на 30%, число операций - на 22% по сравнению с таким же периодом апреля. В Москве за этот период оборот вырос на 29%, количество покупок - на 32%.
Согласно данным оператора фискальных данных "Первого ОФД" (входит в группу ВТБ), число среднедневных оплат по картам с 12 мая по 21 мая выросло на 19% по сравнению с периодом 30 марта - 11 мая, объем трат по картам - на 18%. Примерно также выросла оплата наличными: число - на 19%, объемы трат - на 24%.
С 12 мая оборот малого и среднего бизнеса за неделю вырос на 10 п.п., до 60% от уровня начала марта. На последней неделе мая выручка МСБ уже достигла 69%, подсчитали в ИТ-компании "Эвотор", добавив, что в Москве рост гораздо скромнее: на первой нерабочей неделе оборот МСБ упал до 22% от докризисного и к последней неделе мая едва достиг 36%.
Долгий режим самоизоляции и снижение покупательной способности населения внесли колоссальные коррективы в потребительское поведение россиян, говорит совладелец консалтинговой компании Unusual Concepts Олег Дмитриев: многие привычки (посещение кафе, торговых центров и т.п.) могут уйти в прошлое до времен массовой вакцинации от коронавируса. "Перестройка процессов и команд сейчас становится главным условием выживания предприятий, особенно среди тех, кто не был силен в дистанционном обслуживании", - отмечает он.
Что растет и что падает
По данным крупнейшего оператора фискальных данных "Платформа ОФД" (ежедневно обрабатывает около 40 млн кассовых чеков с более 900 тыс. касс по стране), во второй половине мая 2020 года рост продаж отмечается в следующих категориях:
строительство и дачи. Объем продаж в денежном выражении вырос на 13% по сравнению с маем 2019 года, число покупок - на 14% (по сравнению со второй половиной апреля на 19% и 12% соответственно). По Москве объем продаж вырос на 36% (по сравнению со второй половиной апреля - на 26%), число покупок - на 10% (ко второй половиной апреля - на 25%);
электроника и бытовая техника. Объем вырос на 14%, число покупок снизилось на 12% год к году (по сравнению со второй половиной апреля показатели выросли на 15% и 3% соответственно). По Москве объем продаж вырос на 20% (по сравнению со второй половиной апреля - на 13%), число покупок - на 10% (по сравнению со второй половиной апреля - на 8%);
продуктовые магазины. По ним объем увеличился на 4%, число покупок - на 5% (на 6% и 1% соответственно по сравнению со второй половиной апреля). По Москве объем продаж, наоборот, снизился на 5% (рост на 4% к уровням второй половиной апреля), число покупок снизилось на 30% (снижение на 8% к показателям второй половины апреля).
Падение оборота во второй половине мая 2020 года к аналогичному периоду 2019 года продолжилось в турагентствах, развлекательных центрах и отелях. По сравнению с уровнями второй половины апреля в этих категориях наблюдается рост:
Турагентства. Объем продаж упал на 90%, число покупок - на 71% (по сравнению со второй половиной апреля рост на 14% и 17% соответственно). В Москве по сравнению с апрелем объем увеличился на 23%, число покупок - на 19%;
Развлекательные центры и музеи. Объем продаж упал на 73%, число покупок - на 85% (восстановление спроса по сравнению со второй половиной апреля составило 15% и 9% соответственно). В Москве объем вырос на 6% по сравнению со второй половиной апреля, число покупок упало на 2%;
Отели. Объем упал на 70%, число - на 62% (рост на 30% и 23% соответственно по сравнению со второй половиной апреля). В Москве рост объема продаж по сравнению со второй половиной апреля составил 34%, числа покупок - 33%.