Пресс-центр

Управление по связям с общественностью Банка Русский Стандарт
105187, Москва, ул. Ткацкая, д. 36
pr@rsb.ru
5 Декабря 2020

Первому игроку приготовиться: к чему приведет взрывной рост E-COMMERCE

Источник: Dp.ru

Весной стало понятно, что e-commerce ждут большие перемены. По данным Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), за первое полугодие 2020 года объем российского рынка достиг 1,654 трлн рублей, из которых на внутренний онлайн-ретейл пришлось 1,386 трлн. Этот показатель практически соответствует объему внутренней интернет-торговли за весь 2019 год. В АКИТ отмечают, что наибольший объем заказов из российских интернет-магазинов приходится на Москву (29,07%) и Петербург (7,8%).

С момента введения режима самоизоляции оборот крупнейших ретейлеров подскочил на 24%, а количество заказов выросло на 25%. В Data Insight подсчитали, что режим самоизоляции привел в e-commerce не менее 10 млн новых покупателей. Причем пользователи продолжают заказывать товары и услуги онлайн даже после снятия жестких ограничений первой волны. Так, на "Авито" количество объявлений с начала года выросло на 10 млн - сейчас на платформе представлено более 70 млн объявлений.

Одеться и обуться

По данным банка "Русский стандарт", за первое полугодие этого года количество покупок в интернете выросло в 3 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого. Средний чек при этом снизился на 22% и составил 1673 рубля. Так же как и в прошлом году, россияне чаще заказывали через интернет одежду и обувь (средний чек - 2 тыс. рублей). На втором месте по спросу цифровая и бытовая техника (средний чек - 8,2 тыс. рублей).

Только 18% россиян покупают лекарства онлайн. Об этом сообщает международная исследовательская компания Ipsos в своем отчете за II квартал 2020 года. По словам экспертов, низкий спрос связан с тем, что потребитель не готов долго ожидать доставки нужного препарата. Заметно вырос спрос также у таких категорий товаров, как товары для детей, дом и сад, хобби и рукоделие, товары для взрослых. Товары для дома стали приобретать на 48% чаще, для красоты - на 65%, спортивные принадлежности прибавили 53%, а строительные - 74,3%.

Переход на удаленную работу способствовал сохранению интереса к таким товарам, как компьютеры, ноутбуки и компьютерные аксессуары. Во вторую волну тенденция сохранилась: по статистике "Авито", в сентябре спрос на эти категории в Петербурге вырос на 47-60%. Заметно увеличился спрос на веб-камеры: их покупкой в сентябре этого года петербуржцы интересовались в 3,3 раза чаще.

Виртуальные прилавки

Компаниям, которые ранее продавали только через офлайн, пришлось освоить новую нишу и быстро перестроить бизнес-процессы. Большинство моментально среагировали на мировые изменения: перешли на более оперативный режим работы, увечили штат, обновили сайты и за пустили приложения. Многие крупные ретейлеры задумались над созданием собственного маркетплейса. Осенью о запуске такого проекта объявила розничная сеть "Детский мир" и торгово-производственная компания "Обувь России".

Онлайн-сегмент принялись осваивать даже те, кто раньше скептически высказывался о развитии в этом направлении. "Многие компании, развивавшие традиционную розничную модель, оказались не готовы к такому ходу событий и только к середине апреля смогли настроить интернет-продажи, которые позволили компенсировать от 5 до 20% упущенной выручки в традиционном канале", - говорит президент АКИТ Артем Соколов.

Торговые организации, которые начали развивать онлайн-канал продаж раньше и уже имели свои интернет-проекты или размещались на маркетплейсах, смогли компенсировать 50-80% выручки. Классические интернет-магазины и маркетплейсы оказались наиболее приспособленными к пандемии и продемонстрировали 2-3-кратный рост товарооборота.

"Food-cфера стала двигателем онлайн-торговли. Вместе с ней стремительно усовершенствовалась логистика, многие процессы автоматизировались. Да, когда ввели режим самоизоляции, работа перестраивалась в авральном режиме, людей и мощностей не хватало, но довольно быстро все процессы были налажены, и сегодня доставка заказа за 15 минут - реальность, которая год назад казалась фантастикой. Мы еще много удивительных вещей увидим, потому что те колоссальные инвестиции, десятки миллиардов рублей, которые были вложены в технологии, мощности и рекламу дистанционных покупок, приведут к самой большой интернетизации страны за все время", - оценивает ситуацию председатель совета ТПП РФ по развитию электронной коммерции, совладелец и управляющий партнер ГК "220 Вольт" Алексей Федоров.

В аналитическом агентстве Data Insight считают, что к 2024 году онлайн-покупки будут составлять 19% от общего количества всех продаж. Конечно, при условии, что сохранятся текущие тенденции и пользователи продолжат отдавать предпочтение покупкам через интернет.

Примерочные на экране

Пандемия коронавируса дала толчок для развития цифрового маркетинга и технологий. Крупные компании запустили собственные мобильные приложения для продаж и общения с клиентами без посредников. В центре внимания и новые методы получения покупок. В международной коммуникационной группе Publicis Groupe считают, что в ближайшее время будут актуальны установки собственных вендинговых аппаратов в подъездах и магазины, расположенные прямо около дома клиента. У такого формата большие перспективы.

Во время действия карантинных ограничений магазины "М.Видео" и "Эльдорадо" работали как пункты выдачи интернет-заказов, салоны связи или dark stores. Для оперативного и безопасного обеспечения клиентов нужной техникой запустили ряд проектов. В их числе доставка на такси за 2 часа, видеоконсультации, расширение собственного ассортимента электроники и продажи новых смежных категорий по модели маркетплейса.

"Пандемия кардинально изменила повседневные привычки людей. Стандартом стало дистанционное потребление, при этом покупки становятся "смартфонозависимы"", - сообщают в "М.Видео-Эльдорадо".

Уже сейчас у магазинов возникла необходимость дать возможность покупателю предварительно полноценно ознакомиться с товаром в интернете. Для этого разрабатываются онлайн-примерочные, к позициям прикрепляются видеопрезентации и создаются 3D-модели.

Мы, строя инфраструктуру, по большому счету занимаемся продажей не продуктов питания, а времени.

Алексей Белопросов

генеральный директор, "Умный ритейл"