Источник: РБК (rbc.ru)
Отсутствие китайских туристов, вызванное коронавирусом, начинают замечать все большее число участников российской сферы торговли и досуга. Объем трат китайцев в России в феврале упал на 40-80%, говорят эквайеры Alipay и WeChat
Значительное негативное влияние коронавируса и запрет организованных поездок из КНР продолжают оказывать давление на российский бизнес, отмечают опрошенные РБК российские банки и платежные компании, работающие с китайскими платежными системами как эквайеры.
Снижение количества и объемов транзакций наблюдается в пятерке популярных сегментов потребительского рынка, где значимое количество покупок совершают туристы: фаст-фуде, супермаркетах, ресторанах, отелях и бутиках, отмечает директор департамента эквайринга банка "Русский стандарт" Инна Емельянова.
По данным банка, наблюдалась следующая динамика "китайских" транзакций:
в феврале 2020 года количество платежей через систему Alipay (работает только для нерезидентов России) рухнуло на 84% год к году, а сумма платежей за тот же период упала на 82%. В январе число платежей снизилось на 31,2%;
количество и объемы транзакций в китайской платежной системе Union Pay (иностранные карты) снизились на 75 и 74% год к году соответственно;
количество платежей через кошелек WeChat Pay в феврале 2020 года к январю 2020 года снизилось на 73%, а сумма платежей - на 72% (годовых сравнительных данных нет, потому что сервис начал работать в России только в феврале 2019 года).
Тенденцию снижения в России количества платежей через системы, которыми пользуются преимущественно жители КНР, подтверждают и в банке ВТБ. Число платежей по картам китайских банков на территории РФ, а также в сервисе Alipay в январе - феврале 2020 года снизилось на 40% по сравнению со средними показателями 2019 года, сообщили РБК в пресс-службе банка. Еще в январе банк называл снижение платежей "незначительным". Денежные объемы трат китайцев в России банки не раскрывают.
Как отмечает представитель эквайера Alipay и WeChat в России ГК "МОБИ.Деньги" (обслуживает, в частности, сети "Дикси", "Виктория", "Лента", "Самбери", Burger King и др.), заметное снижение числа транзакций в основном коснулось туристических зон: например, в сфере ретейла такое снижение составило около 40%. "При этом платежная активность граждан Китая, проживающих на территории России, не только не падает, но у некоторых наших клиентов продолжает устойчивый рост", - рассказал представитель "МОБИ.Деньги".
В Сбербанке от комментариев отказались. В Газпромбанке на запрос РБК на момент публикации не ответили.
Перспективы туристской отрасли
С 20 февраля Россия закрыла границу для граждан КНР. Основной туристический поток из Китая - 75% от всех туристов - обычно приходится на сезон с поздней весны до ранней осени. По данным Ассоциации туроператоров (АТОР), с января по май ежемесячно приезжали около 40 тыс. туристов. Всего в 2019-м в Россию приехали 1,5 млн туристов из Китая, свидетельствуют данные ассоциации, в 2020 году аналитики ожидали прироста числа туристов из КНР как минимум на 10%.
В АТОР ранее подсчитали, что только за февраль - март туроператоры потеряют 2,8 млрд руб., а если туристы из Китая не приедут и летом, то более 30 млрд руб.
Серьезность будущих потерь российского бизнеса Александр Агамов, исполнительный директор ассоциации "Мир без границ", занимающейся развитием российско-китайского туризма, не берется прогнозировать. "Участники рынка пока смотрят не далее чем в горизонте трех-четырех месяцев. Тяжелее всех, разумеется, придется тем компаниям, которые ранее не диверсифицировали свой бизнес и деятельность которых намертво связана с китайскими туристами", - говорит он. Но после того как запреты на въезд будут сняты, Китай останется крупным донором российского и мирового туризма, и игрокам рынка нужно быть готовыми к "рестарту", уверен Агамов.
Снижение туристических потоков, вызванное ограничительными мерами из-за коронавируса, уже негативно сказалось на заработках небольших отелей. По данным ИТ-компании "Эвотор", средний оборот мини-отелей в Москве в январе 2020 года снизился на 18%, а в феврале - на 16% по сравнению с аналогичными периодами прошлого года, в Санкт-Петербурге в январе 2020 года он упал на 41%, в феврале - на 33%. В то же время выручка мини-отелей в среднем по России за январь - февраль 2020 года осталась на уровне прошлого года, отметили специалисты "Эвотора".
Шопинг и культурный досуг китайских туристов
Особенность китайского туристического потока в том, что жители КНР в основном въезжают в Россию в составе организованных групп: группы от пяти человек пускают без виз, и на них приходится 80% китайских туристов. Чаще всего в составе больших групп туристы посещают культурные заведения и приезжают на шопинг в торговые центры и бутики.
Премиальный сегмент розницы ощутил изменения потребительского трафика: Shopping Index консалтинговой компании Watcom (учитывает количество посетителей на 1 тыс. кв. м торговой площади и отражает активность потребителей в торговых комплексах) снизился на 3%. Но, как поясняет президент Watcom Роман Скороходов, февраль не время массового шопинга для китайских туристов. "Обычно потребители из КНР устремляются в Россию за новогодними распродажами", - объясняет он.
Сотрудник компании, работающей в российском люксовом сегменте розницы, сообщил, что снижение китайских трат заметно игрокам, все продажи "люкса" в феврале "были не на высоте".
"Безусловно, в условиях закрытия границ сначала для китайских тургрупп, а потом и для индивидуальных туристов из Китая мы не могли не заметить снижения туристического потока в ЦУМе", - сообщил РБК представитель Mercury, которая управляет премиальными ЦУМом и петербургским ДЛТ. Ранее компания сообщала, что доля покупателей из Китая от общего числа клиентов ЦУМа составляет 7%, а у петербургского ДЛТ - 17%. В то же время, по словам представителя компании, рост числа китайских покупателей традиционно начинается с мая, а пик приходится на летние месяцы, поэтому сейчас делать прогнозы по продажам преждевременно. Стратегическим приоритетом для ЦУМа являются "постоянные клиенты из России и стран ближнего зарубежья - именно на них с начала года направлены промоакции и вся коммуникация по широкому ассортименту ЦУМа и европейскому уровню цен", добавил он.
Представитель Aizel, продающей ведущие мировые бренды, сообщил, что основной потребительский трафик в бутике компании - это российские и европейские клиенты, отдельные представители КНР посещают его, но в меньшей степени, чем крупные торговые центры. В Bosco di Ciliegi (управляет, в частности, ГУМом) на запрос РБК не ответили.
О сокращении посещений в середине февраля сообщал один из самых популярных у китайских туристов музейных комплексов России - "Царское Село", поток туристов из Китая в Екатерининский дворец почти прекратился. "Немного сократился" поток туристов в "Эрмитаж", отметил 5 марта директор музея Михаил Пиотровский. "Китайских туристов мы не считаем. Количество туристов в целом падает, примерно сейчас на 8%. Теперь к нам не будут ездить еще и итальянцы", - сказал Пиотровский (цитата по "Интерфаксу"). Однако пока музей не будет отказываться от планов по проведению весной 2020 года выставок китайского искусства и молодых корейских художников.