Источник: ПЛАС (plusworld.ru)
На сегодняшний день проект международных платежных систем по приему оплаты с помощью смартфона пока активно внедряет только Сбербанк. Остальные участники рынка, заинтересовавшиеся решением, пока или продолжают тестирование, или заявляют о невысоком спросе со стороны целевого сегмента. Что останавливает банки-эквайреры? Какого мнения о новом способе приема безналичной оплаты придерживаются разработчики POS-терминалов и смартфонов? Чтобы узнать ответы на эти и другие вопросы, портал PLUSworld.ru провел виртуальной круглый стол, участие в котором приняли эксперты различных отраслей.
Не так давно Сбербанк объявил о старте полномасштабного тестирования в России новой бесконтактной технологии приема оплаты безналичной оплаты смартфоном - Tap on Phone, которая позволяет использовать смартфон с NFC вместо POS-терминала. До этого в течение почти полутора лет банк совместно с платежной системой Mastercard проводил пилот, в котором участвовали торговые точки, расположенные в московском офисе Agile Home Сбербанка. В настоящий момент сервис пользуется наибольшим спросом у предприятий фастфуда, розничных магазинов, цветочных бутиков и такси.
По словам Михаила Федосеева, вице-президента по развитию бизнеса и цифровых платежей Mastercard в регионе быстрорастущих европейских рынков, сегодня уже несколько банков и вендоров получили сертификацию Mastercard и предоставляют своим бизнес-клиентам этот данный сервис - например, банк ВТБ. Технология позволяет предпринимателям экономить на покупке POS-терминалов и ускорить запуск эквайринга в торговых точках или же обеспечить прием безналичной оплаты курьерами, и агентами выездной торговли. В свою очередь, покупатели получают возможность пользоваться наиболее привычным для них способом оплаты покупок - картой или смартфоном. Как показывает исследование MasterIndex, россияне готовы к инновациям, а использование умных устройств для совершения платежей уже вошло в повседневную жизнь многих жителей страны: почти 70% опрошенных считают смартфон самым удобным инструментом для бесконтактной оплаты.
Второй кредитной организацией, запустившей в России прием оплаты обычным смартфоном, стал Банк Русский Стандарт. Почти через год после старта пилота Сбербанка, осенью 2019 года на форуме Finopolis совместно с INPAS им было продемонстрировано решение SoftPOS от Visa, которое работает на некоторых моделях андроидного смартфона Samsung. Помимо Русского Стандарта, участие в этом проекте подтвердили МТС Банк, Банк Открытие, ПСБ и Райффайзенбанк. Как сообщили в Visa, решение для приема платежей с помощью смартфона пока находится в стадии пилотирования, что подтвердили и в банках.
По словам Валерия Талалаева, руководителя кластера малого бизнеса МТС Банка, говорить о масштабировании можно будет после завершения пилота. В целом он считает, что технология SoftPOS - это дополнительные возможности для самозанятых и микробизнеса, так как она позволяет значительно сэкономить на покупке и обслуживании POS-терминалов. Главным плюсом SoftPOS он назвал возможность не приобретать отдельное устройство для приема платежей по картам, а использовать для этой цели простой смартфон на ОС Android. Это, по мнению В. Талалаева, позволит расширить возможности по приему безналичных платежей для многих представителей бизнеса. Недостатком SoftPOS он считает ограничение по количеству одновременно подключенных к банку устройств.
В Банке Русский Стандарт утверждают, что смартфон со встроенной технологией SoftPOS и кассовым ПО - более бюджетный и удобный вариант, который интересен и актуален для ресторанного сегмента, курьерской доставки, благотворительности и пр. Это весьма привлекательное решение для владельцев малого бизнеса на фоне требований 54-ФЗ. Однако число ТСП, подключивших так называемый POS-смартфон, пока не слишком велико.
Как отметил вице-президент, руководитель департамента эквайринга ВТБ Алексей Киричек, в настоящее время ВТБ работает по данному направлению в основном со страховыми компаниями. Среди плюсов решения он отмечает низкую стоимость владения в случае нерегулярных операций, а также возможность разъездного персонала принимать карты (в том числе на личные телефоны сотрудников): страховых компаний, самозанятых, перевозчиков, для которых использование смартфона вместо терминала оптимально в случае нерегулярных операций по картам. В числе минусов этого сервиса он назвал ограничение по чеку "беспиновой" операции (для Visa - 3000 руб., Mastercard и ПС "Мир" - 1000 руб.) и отсутствие решения под iOS. В целом, по мнению А. Киричека, POS-смартфоны не смогут стать заменой терминалам, поскольку специализированные решения всегда выигрывают.
В Банке "Открытие" сообщили лишь, что в настоящий момент продолжают тестировать эту технологию и по результатам тестов будут принимать решение о ее дальнейшем тиражировании.
Райффайзенбанк следит за развитием технологии и верит в его перспективы, т. к. это решение способно снизить стоимость оборудования для малого бизнеса и обеспечить дополнительное удобство, например, курьерам, подчеркнул Георгий Коннов, руководитель направления развития электронной коммерции Райффайзенбанка. Из неудобств он тоже назвал ограничение по сумме оплачиваемой таким способом покупки. По его мнению, данный сервис наверняка будет востребован на российском рынке, но в подавляющем большинстве сценариев вряд ли сможет заменить традиционное оборудование.
Производители POS-терминалов, естественно, следят за развитием конкурентного для них проекта, но не считают, что это технологическое решение станет концом эры классического оборудования для приема безналичной оплаты.
В Verifone уверены, что использование смартфонов вместо терминалов - всего лишь одним из нескольких вариантов оплаты. Главными минусами технологии в Verifone также, как и в Райффайзенбанке и ВТБ, назвали ограничение по сумме платежа и сложности, которые возникают у бизнеса, если мобильное устройство выходит из строя или теряется. Кроме того, считают в Verifone, безопасность и надежность POS-терминала по сравнению с телефоном при всем уважении к пилотам и технологиям на голову выше.
Проблему лимита платежа, который можно принимать через смартфон, обещают решить в Сбербанке. Как рассказали в пресс-службе кредитной организации, в настоящий момент госбанк совместно с платежными системами прорабатывает варианты его увеличения. Это позволит расширить круг потенциальных клиентов и привлекательность сервиса. Пока же оплата покупок сверх лимита доступна пользователям Google Pay, Apple Pay и других платежных сервисов, использующих авторизацию клиента на смартфоне.
В Samsung единственным недочетом проекта SoftPOS назвали недостаточную осведомленность о решении среди целевой аудитории.
"В целом проект успешно прошел пилотное тестирование, и технических проблем, которые бы мешали его реализации, нет. Мы получаем положительные отклики от партнеров, но пока трудно что-либо прогнозировать - вывод о доле охвата можно будет сделать не ранее конца 2020 года. Совместно с партнерами нам удалось создать продукт, который имеет свои преимущества как для малого бизнеса, так и для корпоративных клиентов, рассказали в Samsung. Приложение SoftPOS может быть установлено на всех современных моделях смартфонов производителя с поддержкой технологии NFC, в их числе устройства линейки Samsung A30s, защищенные смартфоны Samsung Xcover, а также планшеты Galaxy Tab Active 2 и Galaxy Tab Active PRO. В нынешней ситуации пандемии и восходящем, в связи с этим трендом онлайн-магазинов и служб доставки использование SoftPOS курьерами, логистическими компаниями и малым бизнесом является наиболее быстрым способом при принятии и обработке платежей", - считают в Samsung".