Источник: Коммерсантъ. Новости информ. Центра
Национальная система платежных карт (НСПК) разработала небанковское мобильное приложение для оплаты в системе быстрых платежей (СБП), с помощью которого можно будет расплачиваться в тех магазинах, которые уже поддерживают новый сервис. Об этом заявила директор департамента национальной платежной системы Банка России Алла Бакина на седьмом международном ПЛАС-форуме Online & Offline Retail 2020. Пилотный запуск приложения планируется в течение одного-полутора месяцев. В ЦБ считают, что не все торгово-сервисные предприятия (ТСП) и банки могут сделать свое приложение, поскольку это требует денежных и временных затрат. По оценке гендиректора Infoline-Аналитика Михаила Бурмистрова, разработка такого приложения не может стоить менее 5 млн руб.
По данным "Ъ", приложение c рабочим названием СБП Pay сможет использовать любой банк, подключенный к сервису. Воспользоваться им сможет каждый желающий - ему достаточно будет скачать приложение, пройти упрощенную идентификацию и пополнить обычным переводом через СБП электронный кошелек. Поскольку планируется, что банков, предлагающих это приложение, будет много, то клиент сможет выбрать, в каком из них будет обслуживаться его кошелек.
В разработке приложения СБП Pay участвуют банки "Русский стандарт" и СКБ-банк. Ранее "Русский стандарт" вместе с интернет-магазином Wildberries создал приложение Razz для оплаты товаров и услуг через СБП, технологии которого будут использованы в СБП Pay, а СКБ-банк участвовал в тестировании этого приложения. По словам директора департамента эквайринга банка "Русский стандарт" Инны Емельяновой, Razz позволяет считывать QR-код и списать деньги за покупку со счета электронного кошелька, который можно пополнить через СБП переводом из любого банка. Идентификацию в приложении, как пояснила госпожа Емельянова, можно пройти онлайн. Финансовый директор Wildberries Владимир Бакин рассчитывает, что "приложение окупится достаточно быстро за счет экономии на эквайринге".
В самих ТСП говорят о низком спросе со стороны клиентов, из-за чего они и не спешат подключаться к СБП. В интернет-магазине Lamoda сообщили, что сервис оплаты товаров через СБП в ближайшее время подключать не планируют. В маркетплейсе Goods.ru отметили, что сейчас эти механизмы "еще недоработаны под онлайн - клиентский путь получается довольно непростой". Директор по развитию группы компаний "ЛитРес" Александр Бобровский отметил, что компания подумает "о поддержке этого способа платежа, когда увидит широкое распространение среди клиентов".
Как пояснил "Ъ" эксперт, знакомый с ситуацией, сейчас главная задача ЦБ предоставить клиентам Сбербанка возможность оплаты через СБП. Сегодня они могут только переводить средства через СБП в другие банки, в том числе и на интернет-кошельки. Участники рынка уверены, что с подключением сервиса С2В переводов через СБП Сбербанк тоже будет тянуть до последнего. Сбербанк сообщил "Ъ", что не комментирует эту тему.