Источник: Деловой Петербург
Банк России из-за коронавируса повысил бесплатный лимит переводов в системе быстрых платежей (СБП). Банки ожидают увеличения среднего чека.
С 1 мая текущего года ЦБ РФ запретил банкам взимать в СБП комиссию по операциям на сумму до 100 тыс. рублей в месяц. Плата с переводов выше этой суммы составит не более 0,5% или максимально 1500 рублей. По логике регулятора, бесплатная возможность переводить клиентам деньги друг другу снизит негативное влияние самоизоляции и нерабочих дней на экономику. По сути же отмена комиссии должна придать СБП принудительный толчок к развитию. Система позволяет переводить деньги по номеру телефона, а также оплачивать товары и услуги посредством QR-кода. В перспективе, как неоднократно отмечали в ЦБ РФ, в ней должны появиться и другие способы оплаты. Банки отмечают резкий прирост оборотов денежных переводов.
Сегодня в СБП работает 57 участников (банков и платежных систем), треть из них подключились к ней за последние несколько месяцев (сама система быстрых платежей введена в январе 2019 года). К октябрю текущего года все банки с универсальной лицензией по предписанию Банка России обязаны обеспечить своим клиентам доступ к системе (из 22 петербургских банков таким типом лицензии обладают 15, на сегодня участниками СБП являются лишь четыре из них). "По итогам 1,5-месячной работы сервиса его успели активировать более 75 тысяч клиентов, которые за этот период совершили 25 тысяч переводов", - говорит Денис Алексеев, руководитель бизнеса платежных решений банка "Санкт-Петербург".
Люди стали смелее
По данным пресс-службы Почта Банка, в апреле текущего года входящие переводы выросли на 22% по сравнению с мартом, исходящие - почти на 17%. "В первые дни мая из-за отмены комиссии средний чек перевода вырос почти на 80%, люди стали переводить больше и смелее. Скорее всего, этот показатель стабилизируется на этом новом уровне", - резюмировали в банке.
СБП становится более заметной альтернативой p2p-переводам (от англ. person-to-person). "Мы занимаем треть от общего объема всех переводов в СБП, ежемесячно сервисом начинают пользоваться 60-65 тыс. новых уникальных пользователей", - говорит Никита Чугунов, руководитель департамента цифрового бизнеса - старший вице-президент ВТБ. По его оценке, все чаще пользователи совершают операции на небольшие суммы, что подтверждает востребованность СБП для повседневных платежей. "Для нас важно, что СБП повышает доступность денежных переводов и в текущей ситуации помогает минимизировать визиты в офис", - подчеркнул он.
По оценкам банкиров, СБП выгодна не столько расширением клиентской базы и привлечением новой целевой аудитории, сколько увеличением транзакционной активности и, как следствие, ростом комиссионных доходов. Впрочем, из-за принудительного обнуления комиссий по переводам до 100 тыс. рублей в месяц банки пока не готовы публично оценить недополученные доходы. Хотя, как показала практика, и до отмены комиссии люди предпочитали использовать бесплатные лимиты. Поэтому банки стараются на основе СБП развивать другие сервисы и услуги. Например, через СБП можно переводить деньги между своими счетами из банка в банк, например для погашения кредитов или открытия депозитов.
Хотя актуальность классических переводов с карты на карту (по которым комиссию взимают как банки, так и платежные системы) пока сохраняется. Ряд банков связывает это с технологическим удобством: для перевода через СБП необходимо подключать телефонный номер, выбрать приоритетный банк, использовать мобильные приложения. Для перевода с карты на карту чаще всего достаточно знать номера карт и использовать сайты платежных систем, без необходимости создания личных кабинетов или установки мобильных банков.
"По первым неделям работы сервиса мы видим, что люди переводят суммы в среднем в диапазоне от 5 тыс. до 10 тыс. рублей, - говорит Денис Алексеев. - Пока число мелких переводов (до 500 рублей) незначительно, но после отмены комиссии мы прогнозируем смещение суммы среднего перевода в сторону понижения".
За год работы пользователи СБП убедились в ее возможностях. "На начальном этапе запуска отмечалось большое количество мелких переводов - до 100 рублей, люди тестировали новую услугу, проверяли скорость зачисления платежей и отсутствие комиссии со стороны банка", - поясняет Елена Петрова, исполнительный директор по развитию банка "Русский Стандарт". По ее словам, по мере роста популярности СБП чеки стали заметно расти. "По данным за период с 25 марта по май, средняя сумма входящего перевода - 14 339 рублей, что на 21% выше среднего чека по сравнению с данными до 25 марта 2020 года, средний исходящий чек вырос на 22% после 25 марта, до 18 696 рублей", - отметила Петрова.
Шаги к свободе
"СБП как услуга дает еще большую свободу перемещения средств, мы видим интерес к ней и большой потенциал в замещении традиционных видов переводов с карты на карту, а также значительный шаг по преодолению монополии госбанков в сфере переводов физических лиц", - подчеркнул Алексеев.
Рынок еще год назад скептически отзывался о СБП. Особенности ее функционала, по мнению ряда экспертов, привели к росту мошенничества с использованием так называемой социальной инженерии (звонки от службы безопасности банка). Зная только номер мобильного телефона, можно узнать имя-отчество владельца счета и банк, в котором лежат деньги. Впрочем, ЦБ РФ уже заявлял, что он блокирует "переборщиков" и пишет заявления в МВД. Отдельные инциденты не затормозили развитие СБП: банки-участники все активнее предлагают клиентам работать через СБП, в том числе платить по QR-коду. Последняя технология помогает не только покупателям, но и продавцам товаров и услуг, снижая стоимость эквайринга.
КОММЕНТАРИИ
ЕЛЕНА ПЕТРОВА, исполнительный директор по развитию банка "Русский Стандарт"
Интерес физлиц к переводам через СБП как к более быстрым и выгодным по сравнению с классическими карточными переводами в условиях самоизоляции растет. По нашим данным, после введения периода нерабочих дней общее количество входящих переводов выросло на 5,7%, исходящих - на 15,4%. Общая сумма всех входящих переводов выросла на 28%, а исходящих - на 41%. Гораздо быстрее в СБП вовлекалась аудитория, которая ранее переводила деньги по реквизитам счета, вносила их наличными через банкоматы. Больше 70% клиентов, совершающих c2c-переводы в СБП, до ее запуска для пополнения карты другого банка снимали наличные в банкоматах. Логично предположить, что у них всегда была потребность в переводе средств на сторонние карты, но ввиду высокой комиссии за классические c2c-переводы они прибегали к этой сложной схеме.
ИЛЬНАЗ СИТДИКОВ, руководитель направления эквайринга и электронной коммерции Ак Барс Банка
Динамика в СБП в ближайшие месяцы будет направлена в сторону увеличения количества операций и переводимых сумм. По предварительным данным, рост за апрель составит около 30%. Средний чек по переводам уже растет, и мы связываем это с отменой комиссии. В случае введения ограничений следует ожидать уменьшения этого показателя.
На сегодня мы отмечаем небольшое преобладание исходящих переводов при равном соотношении в 2019 году. Результаты работы СБП превзошли наши ожидания в части объемов операций при изначально скептическом отношении рынка. В отдельные периоды количество переводов удваивалось.