Источник: Коммерсантъ
Розничные платежи могут пойти в обход банков
Торговые точки смогут подключать оплату через систему быстрых платежей (СБП) по QR-коду с помощью агентов, которые работают с оператором системы. Ими могут быть различные организации - агрегаторы, маркетплейсы, поставщики кассового оборудования и другие. Реализация проекта позволит увеличить число торговых точек, где принимают оплату через СБП, и угрожает комиссионным доходам банков.
На этой неделе прошли первые платежи по QR-кодам через СБП организаций, подключенных по агентской схеме (см. "Ъ" от 17 сентября). Этот сервис для нефинансовых компаний совместно с Национальной системой платежных карт ( НСПК, оператор СБП) запустил банк "Русский стандарт", для финансовых компаний аналогичный сервис тестирует СКБ-банк.
Как сообщили в "Русском стандарте" компании-агенты смогут предоставлять клиентам сервис генерации QR-кодов и проведения оплаты по СБП без технической интеграции с банком, что позволит им сэкономить время и средства. В ЦБ (регулятору принадлежит 100% акций НСПК) отметили, что "схема позволит бизнесу получать от агрегатора в одном окне функционал оплаты по СБП вместе с другими услугами и сервисами (кассовое решение, поддержка сайта и т. д.)".
До сих пор для организации оплаты по QR-кодам необходимое оборудование и программное обеспечение каждой торговой точке предоставлял банк. В кассе добавлялся вариант оплаты по СБП, QR-коды генерировал банк. В новом варианте агент (агрегатор) проводит интеграцию по программному обеспечению ( ПО) и оборудованию с НСПК. В дальнейшем он предоставляет своим контрагентам соответствующее оборудование и ПО. В случае оплаты по СБП необходимый код генерирует НСПК и отправляет его напрямую клиенту агрегатора. При этом и агент, и его клиенты обязаны иметь расчетный счет в банке, подключенном к СБП.
Обычно на интеграцию компании и банка по СБП уходит от месяца до полугода, отмечают в "Русском стандарте", а ее стоимость составляет от 100 тыс. руб. В новой схеме подключающемуся к СБП магазину ее проходить не требуется. "Новый сервис откроет возможность как небольшим банкам, так и нефинансовым компаниям подключать платежи по СБП своим клиентам - юридическим лицам", - отмечает глава департамента эквайринга банка "Русский стандарт" Инна Емельянова.
Гендиректор ГК "Элекснет" (входит в группу МКБ) Игорь Антонов считает, что бизнес заинтересован во внедрении СБП, в том числе и по агентской схеме, так как он дешевле традиционного эквайринга. При оплате через СБП для ТСП комиссия составит 0,4% или 0,7% от суммы платежа, а эквайринговая комиссия при карточных платежах - в основном 1,5-2,5%. У сервиса Сбербанка "Плати QR" комиссия - 0,6-1,5%.
Роль агентов по подключению к СБП интересна и поставщикам платежного оборудования и программного обеспечения к нему. По словам гендиректора ИНПАС ( поставщик касс, платежных терминалов и ПО) Ильи Коробова, компания уже рассматривает возможность получения статуса агента НСПК. По его словам, компания может в ближайшее время подключить к СБП более 35 тыс. клиентов из сегмента малого и среднего бизнеса. Таким образом, подключение только одной подобной компании может увеличить сеть приема QR-кода СБП более чем в полтора раза. В ноябре, по данным ЦБ, такие платежи принимало 59 тыс. торговых точек.
"Внедрение сервиса даже более интересно агрегаторам, чем банкам", - говорит Игорь Антонов. Ведь по мере развития эта система будет вытеснять карточные платежи, что будет сокращать расходы банков.
Как рассказали "Ъ" участники рынка, агентская схема подключения рассматривалась еще в прошлом году, но под давлением банков была отложена. Пока ЦБ говорит о пилотном проекте, "по итогам которого будет принято решение о тиражировании схемы" на весь рынок.