Источник: Коммерсантъ
ЦБ напомнил банкам о правах заемщиков
Банк России опубликовал документ, согласно которому кредитор должен обеспечить право заемщика отказаться от продажи его долга третьему лицу. Как отмечают правозащитники, нарушения здесь нередки, причем заемщика, как правило, не оповещают о смене кредитора, что приводит к конфликтным ситуациям. По словам экспертов, чаще всего третьим лицам продают кредиты, просрочка по которым превышает год.
Банк России 24 августа сообщил (.pdf), что по результатам поведенческого надзора выявлены случаи, "когда заемщики не имели выбора или не могли повлиять на условие договора, позволяющее запретить уступку прав (требований) третьим лицам". Между тем такое право у заемщика есть, и оно закреплено в законе "О потребительском кредите".
В ЦБ "Ъ" заверили, что нарушения не носят массовый характер и обращения по этим вопросам составляют незначительную часть всех поступающих жалоб. "Информация, которую Банк России получает в ходе надзорных мероприятий, используется для превентивных мер, предупреждающих разрастание проблемы. Регулятор разрабатывает разъяснения и рекомендации для участников рынка и следит за их реализацией в целях защиты интересов потребителей финансовых услуг", - пояснили в ЦБ. Там подчеркнули, что в данном случае речь идет не столько об "опасностях" переуступки долга для заемщика, сколько о необходимости "соблюдения установленной законом прозрачности реализации кредитором права заемщика на запрет передачи его долга третьим лицам".
Однако эксперты утверждают, что проблема гораздо серьезнее.
Как рассказала "Ъ" руководитель проекта ОНФ "За права заемщиков" Евгения Лазарева, переуступка долга третьим лицам без уведомления заемщика происходит часто. Если при этом заемщика не уведомляют о передачи долга по цессии к взыскателю, есть огромный риск возникновения конфликтных ситуаций, поясняет она: "Когда гражданину звонят неизвестные люди и сообщают, что они купили долг и теперь требуют возврата денег, не каждый поверит, уточнит реквизиты нового кредитора и начнет исполнять обязательства - многие должники справедливо считают, что их должны были уведомить о передаче долга, и просто блокируют взыскателей". Взыскатели же, добавляет госпожа Лазарева, в ответ начинают вести себя жестче, полагая, что должник недобросовестен и не собирается исполнять обязательства. "Как раз из таких историй и возникают информационные поводы об излишнем давлении взыскателя на должника", - полагает эксперт.
В письме ЦБ упоминается еще один важный аспект - гражданин имеет право взять договор домой и ознакомиться с ним в спокойной обстановке: "На это законодательство выделяет пять рабочих дней, в течение которых гражданин может в том числе принять решение о запрете уступки прав (требований) на его задолженность". Это право нарушается кредиторами повсеместно.
По словам Евгении Лазаревой, известны случаи, когда менеджеры исходно принуждают клиентов подписать договор с проставленными в нужных местах галочками, объясняя, что по-другому деньги просто никто не выдаст.
Речи о том, что клиенту разъясняется право отказаться от переуступки долга третьим лицам в таком случае, по ее словам, и быть не может. "Так было, например, с ГК "РосДеньги", в которую совместно с сотрудниками прокуратуры мы приходили с контрольной закупкой. И как раз отказ сотрудницы "без разрешения руководства" предоставить договор на ознакомление и заключать его с отказом от переуступки прав требования третьим лицам был в числе претензий прокуратуры", - рассказала госпожа Лазарева.
Стратегия работы с долгами отличается у разных банков. Так, по словам главы банка "Русский стандарт" Александра Самохвалова, там не продают, а даже выкупают с рынка права требования по кредитам своих заемщиков. Как пояснили в банке, сложилась такая ситуация, когда хороший кредит никто не продаст, да и кредит с просрочкой проще реанимировать, чем продать с дисконтом, а потом искать нового хорошего заемщика.
Однако директор по банковским рейтингам "Эксперт РА" Иван Уклеин рассказывает, что банки могут продавать и портфель хороших долгов.
"Бывают частичные продажи "зрелых" кредитных портфелей, когда кредитование качественной клиентской базы поставлено на поток, например, автокредиты и ипотека, - долгосрочные активы банка-продавца ребалансируются в краткосрочные с одновременной разгрузкой банковских нормативов и снижением рисков", - сообщает господин Уклеин.
Он отмечает, что чаще всего к практике уступки прав требования банки прибегают в случаях, когда собственные процедуры взыскания не приносят ожидаемого эффекта, а судебные претензии к заемщику по тем или иным причинам экономически нецелесообразны. Обычно это происходит, когда просрочка превышает год.