Пресс-центр

Управление по связям с общественностью Банка Русский Стандарт
105187, Москва, ул. Ткацкая, д. 36
pr@rsb.ru
27 Июля 2020

Мужчины в онлайн-шопинге оказались на 30% расточительнее женщин

Источник: Ведомости

Средний чек за покупки в интернете вдвое обошел средний офлайн-чек

Россияне оставляют все больше денег в интернет-магазинах. Пандемия только усилила тренд на переход продавцов из офлайн-розницы в онлайн. И, как показало исследование банка "Русский стандарт", средний чек при покупках в онлайне уже практически вдвое обогнал траты в офлайн-ритейле.

Подсчет операций по банковским картам свидетельствует, что по количеству покупок офлайн-розница все еще опережает интернет-магазины. Но вот средний чек у электронной коммерции заметно выше: 2102 руб. за первое полугодие против 1033 руб.

Любопытно, что мужчины в онлайне оказались более расточительны. Средний чек покупок сильного пола на 30% выше, чем у женщин. Мужчины активнее практически во всех сегментах: их траты выше на транспорт и путешествия (53% мужчин), на хобби (60%), детские товары (62%) и бытовые услуги (64%). Единственная категория, где женщин все-таки больше, - это супермаркеты (52%).

В офлайне разница менее заметна: "мужской" средний чек был только на 23% больше. Хотя и тут представители сильного пола были активнее, даже в категории "супермаркеты" (52,9%). Женщины в офлайне больший интерес проявляли к товарам из сегмента "здоровье" (54,5%).

"Действительно, онлайн-ритейл продолжает наращивать свои объемы и все больше затмевает офлайн, - соглашается генеральный директор федеральной логистической компании IML Елена Шутюк. - Понятно, что пандемия сыграла на руку игрокам онлайн-рынка, но, несмотря на это, они совершенствуют свою работу и делают процесс покупки более удобным. Более того, онлайн-продавцы оперативно запустили те или иные инновационные и инфраструктурные расширения, которые в обычное время вводились бы постепенно. Мы прогнозируем, что в 2020 г. онлайн-рынок вырастет на 50% или даже 80%".

Средний рост интернет-торговли с 2019 по 2024 г. составит 33,2% в год, говорится в прогнозе компании Data Insight. И это с учетом влияния коронакризиса. За эти пять лет, по данным аналитиков, объем онлайн-продаж достигнет 7,2 трлн руб. против нынешних 1,7 трлн. Конечно, рынок развивался бы и без влияния коронавируса, но темпы были бы слабее. Ранее аналитики прогнозировали интернет-продажи в сумме 5,6 трлн руб. к 2024 г., а ежегодные темпы роста не превысили бы 26,6%. Таким образом, коронакризис добавит 1,6 трлн руб. онлайн-торговле.

На дополнительный рост онлайн-торговли влияет еще ряд факторов. Во-первых, это новые онлайн-покупатели. По оценке Data Insight, три месяца самоизоляции вынудили дополнительно воспользоваться онлайн-покупками не менее 10 млн человек. И понятно, что большинство из них продолжат пользоваться онлайн-сервисами. Во-вторых, изоляция заставила людей делать больше покупок, чем обычно.

В-третьих, растет частота покупок после изоляции. Многолюдные торговые центры все равно будут отпугивать многих посетителей, и этот тренд будет актуален не только в текущем году, но в следующем. В-четвертых, сыграет роль переход на удаленную работу. По подсчету аналитиков, на такой формат перейдет около 5-7 млн человек, включая новых сотрудников. Возможно, многие из них покинут крупные города, но покупательские привычки останутся: товары, которые недоступны в провинции, они начнут покупать в интернете.

Кроме того, эксперты наблюдают значительный приток инвестиций в развитие онлайн-продаж товаров повседневного спроса (FMCG). Новые игроки довольно быстро завоевывают свою нишу. В первой половине 2020 г. эта категория выросла в 4,3 раза по сравнению с аналогичным периодом 2019 г. К концу года темп замедлится и, по прогнозам, разница онлайн-выручки составит 150 млрд руб. сверх прогноза 2019 г. (рост в 3,5 раза).

И последний фактор - падение покупательной способности. Это негативный фактор как для онлайн-продаж, так и офлайна. Но влияет больше на потребление среднего класса.

Доля интернет-торговли по итогам 2020 г. может достигнуть 10% от оборота всего ритейла, согласно прогнозам Ассоциации компаний интернет-торговли. Такой рост обеспечит переход части офлайн-продавцов в онлайн-каналы. Это согласуется с прогнозом аналитиков Data Insight - 9% к концу года. А к 2024 г. эта доля может вырасти до 19%.