Источник: Коммерсантъ
СБП пытается вовлечь ритейлеров в программы лояльности
Для продвижения оплаты через государственную Систему быстрых платежей (СБП) ее оператор НСПК ведет переговоры с ритейлерами о разработке совместных программ лояльности. Сейчас скидки и бонусы при оплате через СБП предоставляют только единичные магазины. По мнению участников рынка, действительно активное внедрение системы в торговлю было бы возможным при субсидировании платежей через нее со стороны НСПК. Но оператор пока к таким тратам не готов.
Как рассказали "Ъ" в нескольких банках, Национальная система платежных карт ( НСПК - оператор СБП) ведет переговоры с ритейлерами о разработке программ лояльности при оплате через СБП по QR-коду. По словам собеседников "Ъ", бывают как трехсторонние обсуждения с участием банков, обслуживающих ритейлеров, так и прямые переговоры последних с НСПК.
В НСПК "Ъ" уточнили, что по мере подключения компаний к оплате по QR-кодам через СБП "некоторые обсуждают различные возможности предоставления клиентам выгодных предложений в целях популяризации этого способа оплаты, так как для торговцев он значительно дешевле карточных платежей".
По словам участников рынка, в прошлом году СБП была сконцентрирована на продвижении переводов между физлицами, а в этом году более активно занялась продвижением оплаты по QR-кодам. Как пояснил руководитель департамента эквайринга ВТБ Алексей Киричек, пока технология оплаты товаров по СБП в торговых точках для потребителей занимает "несколько больше времени", чем ставшая привычной бесконтактная оплата. "Предприятия, которые хотели бы предоставить своим клиентам новый современный сервис, разрабатывают программы лояльности, чтобы стимулировать его использование", - поясняет топ-менеджер.
В первую очередь переговоры идут с крупными сетями, которые работают и онлайн, и офлайн. В частности, по информации источников "Ъ", они велись с "М.Видео" и "Детским миром" и в первой уже стартовал пилот. В "М.Видео" подтвердили, что прорабатывают "вопросы, связанные с внедрением, реализацией возвратов и так далее".
Примеры реализации таких программ уже есть. "Один из наших успешных первых кейсов - партнерство с крупнейшим маркетплейсом Wildberries, который давал покупателям пятипроцентную скидку, если они оплачивали покупки через СБП. Мы наблюдали рост продаж в сотни раз", - рассказала "Ъ" директор департамента эквайринга банка "Русский стандарт" Инна Емельянова. Shell при оплате на заправках сети через СБП начисляет двойные баллы.
"Часть компаний подключались к СБП, как и планировали, другие приоритизировали онлайн, так как из-за ограничений он стал более популярным, третьи заняли выжидательную позицию, поскольку комиссия по онлайн-эквайрингу была установлена на уровне 1%, ожидая, возможно, продления льгот на стандартный эквайринг, чего не произошло, соответственно, они начали процесс подключения к СБП", - поясняет Инна Емельянова.
В банке "Тинькофф" "Ъ" сообщили, что через него к СБП уже подключено около 45 тыс. предприятий. Однако, уточнили в банке, только единицы компаний внедряют дополнительные стимулы при оплате через QR-код. По словам руководителя направления по развитию электронной коммерции Райффайзенбанка Георгия Коннова, у клиентов банка есть как пилотные проекты с участием финтех-компаний для малого бизнеса, так и кэшбэк-программы от крупных компаний. "Следующий шаг - это предложения агрегаторов, которые как платформы предлагают клиентам бенефиты при оплате через СБП в подключенных магазинах", - считает Инна Емельянова.
Однако по-настоящему период роста платежей по куайрингу (QR-кодам), по мнению директора Делобанка Ирины Кузьминой, наступит осенью, когда системно значимые банки реализуют C2B-сценарий оплаты. По словам директора по развитию программы лояльности БКС-банка Евгении Пахомовой, затраты ритейла окупятся при масштабировании сервиса на рынке и распространении его на массовый сегмент покупателей, который не использует активно программы лояльности банков для получения классического кэшбэка или миль за свои ежедневные покупки по карте.
В то же время, считает госпожа Пахомова, составить конкуренцию банковским программам лояльности СБП сможет только при более низкой цене при оплате по QR-коду на постоянной основе. Участники рынка считают, что часть затрат могла бы компенсировать сама НСПК, но там пока к этому не готовы. По словам одного из источников "Ъ", на переговорах с НСПК ритейлеры поднимали этот вопрос, но платежная система решила ограничиться "нефинансовыми способами поддержки торгово-сервисных предприятий".
ЦИТАТА
Тот тариф, который мы сейчас обсуждаем по C2B, то есть от "физика" "юрику"... для торговых предприятий является абсолютным счастьем по сравнению с тем, что они платят сейчас - Ольга Скоробогатова, первый зампред Банка России, 22 мая 2019 года