Источник: РИА Новости
Крупные российские банки готовы принять участие в тестировании цифрового рубля и не сомневаются, что он будет пользоваться спросом у клиентов. Особое внимание при этом следует уделить информационной безопасности, предупреждают опрошенные РИА Новости участники рынка: цифровыми рублями можно будет рассчитываться в офлайне и, по мнению банков, такие операции могут стать лакомым кусочком для мошенников.
Идею цифрового рубля Банк России представил в середине октября. Предполагается, что он будет в форме уникального цифрового кода, который хранится в специальном электронном кошельке, и станет полноценным платежным средством наравне с обычным рублем. Его прототип планируется протестировать в будущем году, а в четверг регулятор представил его концепцию.
«ВТБ готов принять участие в пилотных проектах, связанных с внедрением цифрового рубля. По оценке ВТБ, создание инфраструктуры для внедрения цифровой валюты может занять около двух лет», — заявил заместитель президента-председателя правления банка Вадим Кулик. Кроме ВТБ, принять участие в тестировании цифрового рубля готовы и другие крупные кредитные организации, в частности «Русский Стандарт» и Промсвязьбанк.
Участникам пилотного проекта придется решить целый ряд вопросов и сделать особый упор на безопасности операций для клиентов. Основные риски расчетов в цифровых рублях — это получение несанкционированного доступа к электронному кошельку и совершение мошеннических операций с использованием методов социальной инженерии, рассуждает руководитель службы информационной безопасности Новикомбанка Андрей Макоско.
«Низкая осведомленность населения по вопросам кибербезопасности существенно увеличивает данные риски. Предлагаемые офлайн-расчеты снижают возможность выявления и предотвращения мошеннических платежей, поэтому это опция цифрового рубля будет особенно опасна. По нашему мнению, пока не будет решена проблема проведения мошеннических операций с учетом действующих технологий, использование офлайн- расчетов преждевременно», — подчеркивает Макоско.
Кроме того, банки опасаются возможности некоторого перетока средств из безналичных платежей в цифровые рубли. По мнению руководителя центра инноваций Райффайзенбанка Евгении Овчинниковой, это может повлиять на сложившиеся отношения между банками, магазинами и платежными системами. «Объем клиентских средств в банках может уменьшиться, что приведет к усилению конкуренции за них. Вырастет стоимость привлечения клиентов, как следствие, банкам станет сложнее и дороже конкурировать между собой», — предполагает она.
Также важно, чтобы платформа цифрового рубля не обернулась капитальными расходами со стороны банков, подчеркивает директор по инновациям и управлению данными Росбанка Ольга Маховая. Кроме того, необходимо, чтобы клиенты понимали плюсы и выгоды, которые им сможет дать цифровой рубль. Это, например, удешевление операций, повышение удобства, развитие смарт-контрактов, перечисляет Маховая.
Предполагается, что цифровой рубль поможет бороться с платежным рабством, когда обслуживание клиента завязано на одной кредитной организации. «Банки получают доступ к кошельку физического лица из другой финансовой организации, что позволяет им играть активную роль в отношениях с клиентом. При этом для клиента почти не меняется «привычная картина мира», — пояснил руководитель центра макроэкономического и регионального анализа и прогнозирования Россельхозбанка Дмитрий Тарасов.