Источник: Деловой Петербург
Доходы банков от комиссий выросли на 26%
ТРЕТИЙ ГОД ПОДРЯД БАНКИ ПОЛУЧАЮТ РЕКОРДНУЮ ПРИБЫЛЬ ЗА СЧЁТ КОМИССИЙ. ПЛАТА ЗА ДЕНЕЖНЫЕ ПЕРЕВОДЫ ИЛИ ОБСЛУЖИВАНИЕ ПЛАТЁЖНЫХ КАРТ УСКОРЯЕТ РОСТ ИНФЛЯЦИИ: КОМИССИОННЫЙ ДОХОД БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ ПРЕВЫСИЛ 1% ВВП.
Чистый комиссионный доход банковской системы РФ по итогам 2020 года превысил 1,3 трлн рублей, следует из материалов ЦБ РФ. Несмотря на пандемию, кредитные организации по сравнению с успешным 2019-м сумели увеличить сборы на 10%. За 6 месяцев текущего года прирост комиссий составил 26% год к году — более 712 млрд рублей. Регулятор по итогам текущего года прогнозирует для банковского сектора рекордные 2 трлн рублей чистой прибыли. Доля комиссионного дохода, по разным оценкам, приближается к историческим 40%. Эксперты уверены: стоимость банковских услуг в ближайшие годы будет только возрастать. Массовой отмены комиссий ждать не стоит.
Компенсация потерь
Банки стараются брать плату практически за каждую операцию: ведение счета, проведение платежей и переводов, валютный контроль, брокерское обслуживание. И хотя в количественном выражении жителей или юридических лиц в городе больше не стало, что могло бы пояснить повышение комиссионных сборов, банки продолжают наращивать количественные показатели.
По данным ЦБ РФ, в Петербурге на 1 апреля 2021 года количество открытых счетов физических и юридических лиц превысило 43 млн, увеличившись по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 472 тыс. единиц. По формуле регулятора на каждого жителя города приходится восемь действующих счетов в банках против 7,9 годом ранее. Выросло и количество платежных карт, на 4 и 19% у физических и юридических лиц соответственно.
Из-за ужесточения конкуренции финансисты готовы жертвовать доходом от наиболее востребованных услуг для частных лиц, например за оплату ЖКХ. При этом компенсируя недополученные доходы за счет комиссий в новых направлениях, в том числе это активно навязываемые бизнес-карты для малого предпринимательства для работы с наличностью.
Продолжающийся рост комиссионных доходов финансисты объясняют несколькими причинами. Прежде всего идет повсеместное внедрение пакетов услуг (наиболее распространенный — обслуживание карт нескольких платежных систем или ведение счетов в разных валютах). Это позволяет сохранять конкурентное преимущество при неочевидном взимании платы за обслуживание: держатель счета платит за комплекс услуг, не ощущая, что часть из них ему не нужна.
Вторым фактором стало взимание комиссий при невыполнении установленных лимитов: бесплатный характер обслуживания будет сохранен, если клиент выполнит условия по расходам на покупки, поддержание остатков на счете или не превысит объем денежных переводов. Третьей причиной роста комиссионных стала так называемая плата за подписки: банки активно вовлекают пользователей в свои экосистемы, продавая услуги компаний-партнеров. И особенно предпринимательство (продавая им услуги от бухгалтерского сопровождения до проверки контрагентов).
Финансисты сетуют, что бороться за сохранение прироста комиссионных доходов становится все сложнее: потребитель требует завышенной лояльности, стоимость которой приходится перекладывать на плечи третьих лиц, а повсеместная цифровизация удешевляет большинство услуг. Поэтому и приходится создавать совместные проекты, чтобы сохранять прибыль внутри своей банковской группы.
Ранее можно было зарабатывать на наличных валютообменных операциях. Сегодня рынок развился до уровня, когда пользователь не выходя из дома может начать торговать валютой прямо на бирже. Именно бурный рост фондового рынка (только на Московской бирже на начало августа было открыто 13,2 млн брокерских счетов, их число с начала года выросло на треть, обеспечивая стабильным комиссионным доходом брокеров, работающих в тандеме с кредитными организациями).
Банки действуют очень осторожно: резкое повышение тарифов может привести не столько к количественному оттоку клиентов, сколько к выводу ими денег на счета в другие кредитные или финтех-организации.
Как отмечает в своем обзоре Банк России, 25% прибыли банковского сектора в среднем за 2018-2020 годы формировалось благодаря дешевым пассивам: зарплатные клиенты обеспечивают банкам остатки на счетах, из которых кредитные организации извлекают дополнительную прибыль.
«На комиссионный доход помимо размера самих комиссий влияет рост клиентской базы и ее качество, доля активных клиентов и их транзакционная активность, совершенствование карточных и платежных технологий, — поясняют в пресс- службе банка „Открытие“. — Максимально популярные сервисы дешевеют за счет конкуренции и роста объемов, а появление новых предложений и экосервисов вкупе с ростом платежной активности позволяет наращивать комиссионные доходы».
Размер комиссии или ее полное отсутствие не всегда являются конкурентным преимуществом: в ситуации отзыва лицензий или постоянных технических сбоев потребитель готов переплачивать за надежность обслуживающего его банка.
Вернуть плату
По прогнозу международного агентства S&P, рост комиссионного дохода отечественных банкиров составляет 10-15% ежегодно.
При этом, как отмечается в обзоре, темп прироста, если сравнивать его с периодом 2016-2019 годов, снизился в 2 раза. И, вероятно, в ближайшие годы снизится еще сильнее.
Одной из причин аналитики называют потенциальное сокращение объемов розничного кредитования, к которому так стремится регулятор. Оно помогало банкам получать косвенный комиссионный доход (в том числе за счет агентских платежей по страховым продуктам или предоставления платных сервисов, например при регистрационных действиях при ипотеке).
Также банки уже потеряли часть комиссионного дохода из-за действий регулятора в другом направлении. После принудительного внедрения Системы быстрых платежей (СБП) кредитные организации практически лишились комиссий за денежные переводы p2p (от человека к человеку). Финансисты пока не могут подсчитать потенциальные потери от СБП в сегменте p2b (от потребителя бизнесу), так как срок обязательного применения в торговле наступит только в октябре.
«Комиссионному доходу отнюдь не приходит конец, потому что эквайринг никуда не уйдет и еще долгое время будет сохранять преобладающие позиции на рынке платежей, — рассуждает Владимир Прибыткин, председатель совета директоров банка ПСКБ. — Скорее мы видим тенденцию на снижение транзакционного дохода».
И виновата в этом все та же СБП: детище регулятора уравняло российские кредитные организации под одним знаменателем, правда, пока лишь в части лимитных денежных переводов.
По мере ее развития на другие направления банкам придется изобретать собственные уникальные продукты, чтобы обеспечить себе комиссионный доход.
Вместе с тем финансовая нагрузка на кредитные организации усиливается. Ассоциация банков России (АБР) в своем исследовании отмечает: доходная сторона законодательно или регулятивно ограничивается либо обнуляется, а стоимость программного обеспечения и услуг IT- вендоров, критически существенная для бюджетов банков, никем не регулируется.
В любом случае все расходы оплачивает потребитель. На оказании услуг банки зарабатывают более 1% от ВВП страны. И в планах зарабатывать еще больше, так как доход от кредитования сокращается.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
ЕЛЕНА ПЕТРОВА, заместитель председателя правления банка «Русский Стандарт» Рост комиссионных доходов могут вызывать различные факторы. Для некоторых банков дополнительным инструментом может стать популярность сервиса платных подписок на всевозможные услуги. Не стоит забывать и еще об одном источнике — лимитах. Так, некоторые кредитные организации при понижении комиссий за определенные операции могли пересмотреть условия лимитов — установить либо изменить пороги, при превышении которых отменяется действие пониженной или нулевой комиссии. Тренд бесплатного обслуживания карт часто действует при соблюдении определенных условий пользования, отступление от которых влечет взыскание комиссий.
НИНА ВИЛЛЕМС, бизнес-лидер направления «Карты.Вклады» МТС Банка
Традиционно большая часть комиссионного дохода формируется за счет расчетно-кассового обслуживания, переводов, комиссий за обслуживание и операций по картам, брокерских услуг. В настоящее время банки все больше продуктов и услуг переводят в цифру и дистанционные каналы, обрабатывают большие объемы данных и быстрее оценивают риски, что существенно сокращает время на принятие решений. Это позволяет снижать издержки на разработку и обслуживание продуктов и, как следствие, уменьшать размер комиссий.
В классическом варианте затраты на выплату бонусов и кешбэка компенсируются за счет комиссии, которую банки-эмитенты получают от банков-эквайеров, когда картой расплачиваются за товары и услуги. Также в рамках программ лояльности партнеры банка компенсируют часть начисленных бонусов для привлечения клиентов в свою сеть.
712 млрд рублей заработали банки в первом полугодии на комиссиях, что на 26% больше результатов 6 месяцев 2020 года