Источник: Коммерсантъ
Платежных агентов внесут в реестр ЦБ
Депутаты разработали законопроект, создающий базу для регулирования небанковских поставщиков платежных услуг, которые должны будут составить конкуренцию кредитным организациям, в том числе при строительстве экосистем. Документ предполагает создание реестра платежных агентов и саморегулируемых организаций. Участники рынка отмечают, что заложенное в проекте регулирование давно ожидалось, но текущие формулировки могут позволить игрокам обходить требования закона.
Группа депутатов во главе с председателем комитета по финансовому рынку Анатолием Аксаковым внесла на рассмотрение Госдумы законопроект, который вводит регулирование платежных агентов. Он «предусматривает расширение требований к лицам, осуществляющим деятельность по приему платежей физических лиц», при этом Банк России будет осуществлять контроль и надзор за их деятельностью. Как пояснил «Ъ» Анатолий Аксаков, проект внесен в рамках реализации стратегии развития национальной платежной системы в части регулирования небанковских платежных агентов: «Законопроект позволит избежать регуляторного арбитража, в том числе при построении экосистем».
Авторы документа отмечают, что деятельность агентов «сконцентрирована в социально значимых сегментах рынка платежных услуг». Но сейчас не существует механизмов их допуска на рынок, не предусмотрено мер воздействия в случае неполного или несвоевременного осуществления ими расчетов с поставщиками. Принятие законопроекта позволит «минимизировать вероятность недобросовестных действий, а также повысить прозрачность рынка приема платежей», говорится в пояснительной записке.
Предполагается создать реестр платежных агентов, для попадания в который им придется соответствовать ряду квалификационных требований. Законопроект предусматривает создание саморегулируемых организаций операторов по приему платежей. Основные положения документа должны вступить в силу с 1 октября 2022 года.
По словам руководителя проекта «Народного фронта» «За права заемщиков» Евгении Лазаревой, законодатели «запаздывают с введением надзора за платежными операторами». «Злоупотреблений и навязывания в этой сфере масса, а поскольку регулирования как такового нет, граждане вынуждены переплачивать», — утверждает она. В качестве примера госпожа Лазарева напоминает, как три года назад была выявлена во всей сети «Почты России» «практика взимания при оплате услуг ЖКХ и почтовых отправлений неких страховок», хотя полисы гражданам не выдавались. По оценке ОНФ, только в 2018 году объем собранных страховых премий составил около 0,5 млрд руб.
По словам зампреда правления банка «Русский стандарт» Елены Петровой, на этот рынок выходит много игроков как офлайн-ритейла, так и интернет-торговцев и сервисных компаний, поэтому необходимо формировать такие же или близкие требования к агентам, как и к банкам, «чтобы максимально защитить интересы потребителей». Как отмечает директор компании «Золотая корона — Денежные переводы» Иван Ситнов, сегодня банковские платежные агенты (БПА) и платежные агенты во многом могут выполнять аналогичные функции, но регулирование БПА гораздо жестче. По его мнению, более уместным был бы «переход к единой модели БПА». Тем более что при новом подходе к регулированию потребуется значительный период для настройки всей системы, считает он.
Внесенные законопроектом в определение платежного агента изменения с учетом размывания границ деятельности будут создавать правовую неопределенность, указывают эксперты. «Теперь платежным агентом считается только тот, кто внесен в реестр и заключил договор на прием платежей в соответствии с требованиями закона», — отмечает исполнительный директор Национальной платежной ассоциации Мария Михайлова. И, по ее словам, можно ожидать, «что ряд игроков будут осуществлять эту деятельность без вхождения в реестр, обосновывая это тем, что они не платежные агенты, а просто заключили агентский договор в соответствии с ГК».