Источник: Ведомости
Когда мы начнем расплачиваться с помощью биометрических данных
За три года с момента запуска Единой биометрической системы (ЕБС) в 2018 г. проект почти не продвинулся в своем развитии. Изначально собирать биометрические слепки обязали банки, но, поскольку пользователи неохотно делились своими данными, за первые три года работы ЕБС удалось собрать слепки лишь со 164 000 человек — критически мало для запуска системы.
Большинство потребителей действительно не доверяют биометрическому методу идентификации, поскольку плохо представляют себе принцип его работы. По данным опроса Национального агентства финансовых исследований, половина россиян (ровно 50%) не поддерживают создание ЕБС, так как боятся слежки и не уверены в безопасности своих данных. Похожие опасения недавно высказал замминистра финансов Алексей Моисеев, подчеркнув, что власти должны обеспечить безопасность персональных данных при биометрической идентификации банковских клиентов, чтобы избежать риска их утечки.
Тот факт, что у банков не получилось обеспечить массовый сбор слепков, вполне логичен: для широкого распространения биометрии в первую очередь нужны меры со стороны государства. Исторически именно государство становится драйвером изменения модели поведения граждан. Так было с МФЦ и порталом госуслуг, электронными дневниками в школе и записью к врачу онлайн — сначала все эти сервисы тоже казались непривычными и даже вызывали отторжение. У банков же нет нужных инструментов, чтобы справиться с недоверием клиентов, которые не видят прямой выгоды от сдачи биометрических данных. И если сейчас государство обеспечит возможность развернуть биометрическую инфраструктуру в рамках госучреждений и сделает это обязательным, постепенно модель поведения трансформируется и биометрия станет такой же привычной, как оформление кредита онлайн.
Меры для активизации развития ЕБС государство начало принимать лишь в последние полгода. Так, в марте власти объявили о намерении ускорить темпы сбора биометрического материала. Изначально для этого предполагалось закрыть удаленный доступ к ряду госуслуг для граждан, не сдавших биометрию, но уже в апреле появилось сообщение о другой инициативе: «Ростелеком» вместе с правительством перезапустят ЕБС. Для сбора данных 50 млн россиян подключат МФЦ, а потрачено на это будет 6,6 млрд руб. до 2030 г. Кроме того, в «Ростелекоме» заверили, что биометрические данные будут храниться в обезличенной форме отдельно от персональных, поэтому в случае утечки воспользоваться скомпрометированными данными будет невозможно.
Интерес к биометрии могло бы также повысить дальнейшее расширение сферы применения ЕБС. Так, в конце 2020 г. был принят закон, который разрешил использование биометрической идентификации при получении финансовых и госуслуг. Если раньше с помощью биометрии банки могли лишь открывать счета и оформлять кредиты, теперь спектр услуг сильно расширился.
Этот закон открыл возможность массового внедрения биометрии для удаленной идентификации клиентов, а также для оплаты товаров в онлайне и офлайне. Ряд таких решений уже внедрили в прошлом году «Сбер» (оплата по лицу в сети кафе Prime) и «Ростелеком» вместе с банком «Русский стандарт» в сети кофеен CoffeeBean. Visa осенью запустила возможность оплатить заказ в кафе или ресторане голосом с помощью «Алисы» от «Яндекса», а в скором времени возможность купить билет по биометрическим данным может появиться в московском метро.
Кроме того, в марте этого года «Сбер» вместе с X5 Retail Group и Visa запустил сервис «оплатить взглядом» на кассах самообслуживания в супермаркетах «Перекресток». В скором времени этот способ оплаты должен появиться и в сети «Пятерочка». Решение создано на основе собственной базы биометрических данных Сбербанка — такие базы банки могут развивать самостоятельно параллельно с ЕБС. Применение биометрии в других сферах, в том числе помощь во внедрении таких решений со стороны бизнеса, должно повысить доверие к этому методу идентификации.
Но биометрия лишь одно из средств удаленной идентификации, актуальность которых растет с каждым днем, особенно в связи с тенденцией к переходу на удаленную работу и учебу. Второй перспективный способ — идентификация с помощью видео, которая сейчас находится на рассмотрении ЦБ. Но, видимо, и здесь именно государство должно будет придать процессу на начальном этапе нужную динамику. Чтобы она не зависла, как ЕБС.