Пресс-центр

Управление по связям с общественностью Банка Русский Стандарт
105187, Москва, ул. Ткацкая, д. 36
pr@rsb.ru
29 Сентября 2021

Единство платформы и удержания

Источник: Коммерсантъ

Банки заплатят маркетплейсам за дополнительных заемщиков

Реестр операторов финансовых платформ ЦБ продолжается расширяться за счет рыночных игроков. До конца года в их число может войти «Открытый финансовый маркетплейс» (ОФМ), который будет специализироваться на банковских кредитах. Маркетплейс рассчитывает на низкую лояльность клиентов к определенным банкам по таким продуктам, а также на вознаграждение от кредитных организаций. Но платформа будет стимулировать розничное кредитование, с чем борется ЦБ, а также снизит доходы банков.

Компания «Открытый финансовый маркетплейс» подала заявку в ЦБ на включение в реестр операторов финансовых платформ, рассказали «Ъ» источники на рынке маркетплейсов, среди финансовых агентов, а также знакомые с документами ОФМ. Гендиректор компании Александр Прокопенко подтвердил, что заявка подана 31 августа. В ЦБ «конкретные организации не комментируют».

Сейчас в реестре четыре маркетплейса: платформы Московской биржи «Финуслуги» (носит универсальный характер), «ВТБ Регистратора» (внебиржевые облигации), спец депозитария «Инфинитум» ( ПИФы), «Сравни.ру». Последний внесен в реестр в августе и, согласно презентации, а также словам источников «Ъ», ориентируется на продажи полисов ОСАГО (план на 2025 год — более 1,1 млн штук). В «Сравни.ру» отказались от комментариев.

«Интерфакс» приводил слова советника первого зампреда ЦБ Елены Чайковской, что «первые три участника шли с лицензиями Банка России по другим видам деятельности... „Сравни.ру“ шли совсем с нуля, поэтому у них был большой комплект документов, полная тотальная проверка всего». ОФМ также предстоят проверки, говорит один из собеседников «Ъ». По закону «О маркетплейсах», решение о включении в реестр ЦБ должен принять в течение 30 рабочих дней.

По данным «СПАРК-Интерфакс», ОФМ принадлежит Левану Назарову. Он значится как бывший учредитель и нынешний руководитель компании «Баланс-платформа», занимающейся ПО для компаний финансового сектора. Сейчас «Баланс-платформа» принадлежит кипрской Balans-pl. Три собеседника «Ъ» утверждают, что господин Назаров остался бенефициаром «Баланс-платформы», но в нее вошли фонды Baring Vostok (подтвердили), которые также выступают совладельцами «Сравни.ру».

По словам источников «Ъ», Baring Vostok может предоставить финансирование ОФМ, не исключено сотрудничество между платформами.

В отличие от других маркетплейсов, ОФМ будет исходно концентрироваться на кредитных банковских продуктах, говорит господин Прокопенко, объясняя такой подход «невысокой клиентской лояльностью» в них: «Потребитель открыт к выбору по единственному сопоставимому условию — цене кредита». Кроме того, за продажу кредитных продуктов банки готовы делиться большим вознаграждением, чем за депозиты, отмечает один из собеседников «Ъ». ОФМ ведет переговоры с 15 банками, говорит господин Прокопенко, планируется также расширение продуктовой линейки, прежде всего за счет страховых продуктов.

Сервис по кредитным продуктам, предоставляемый маркетплейсами, может «вызвать рост конкурентоспособности финансовых организаций», говорит зампред правления банка «Русский стандарт» Елена Петрова. По ее словам, уже сейчас значительный процент клиентов делает выбор именно с помощью таких агрегаторов.

«Но в условиях явной тенденции по перегреву сегмента розничного кредитования, с которым борется и регулятор, стимуляция спроса за счет агрегаторов может усугубить проблему», — отмечает управляющий директор «Эксперт РА» Юрий Беликов. Работа маркетплейсов сказывается и на доходах самих кредитных организаций. «Маркетплейсы работают над тем, чтобы сократить нашу маржу», — заявлял на Международном банковском форуме в Сочи старший вице-президент ПСБ Александр Чернощекин. По его словам, если на таких платформах «еще будет сделано частично-досрочное и полное погашение, клиент вообще не будет заходить в банк ни за чем», в результате кредитные организации не смогут в полном объеме осуществлять кросс-продажи продуктов.