Пресс-центр

Управление по связям с общественностью Банка Русский Стандарт
105187, Москва, ул. Ткацкая, д. 36
pr@rsb.ru
19 Января 2022

Потребзаймы на паузе

Источник: Деловой Петербург

Потребительское кредитование после рекордного роста в 2021 году в ближайшие месяцы столкнется с падением спроса и ужесточением регуляторных мер

По итогам 2021 года в Петербурге выдано более 216 млрд рублей потребительских кредитов.

По данным Национального бюро кредитных историй (НБКИ), это на 38%, или на 59 млрд рублей, больше, чем в первый пандемийный 2020 год. Но вследствие постепенного роста процентных ставок и ужесточения требований регулятора выдавать необеспеченные потребкредиты банкам станет сложнее.

Весь прошлый год банкиры стремились успеть удовлетворить возросший спрос на кредитные ресурсы в сегменте потребкредитования (речь идет о розничных ссудах без учета ипотеки и автокредитования).

«Год для банка был достаточно успешный, мы выдали рекордные объемы по этому виду и нарастили портфель более чем на 30%», — прокомментировал Андрей Афанасьев, руководитель бизнеса потребительского кредитования и комиссионных продуктов физических лиц банка «Санкт- Петербург».

«В прошлом году тренд на активное использование кредитных инструментов для решения личных финансовых вопросов в Петербурге сохранился, темпы потребкредитования по сравнению с 2020 годом выросли почти на 40%, — сообщил Виктор Вентимилла Алонсо, председатель Северо-Западного банка ПАО „Сбербанк“. — За 11 месяцев 2021 года петербуржцам выдано более 90 млрд рублей, в количественном выражении прирост составил почти 2 раза».

В пресс-службе ВТБ подчеркнули, что кредиты наличными стали одним из самых востребованных продуктов. «За 11 месяцев в Петербурге и Ленобласти было оформлено около 93 тыс. кредитов, что практически в 2 раза больше, чем в аналогичный период прошлого года», — отметили там.

Еще одним позитивным фактором 2021 года оказалась цифровизация рынка. «Доля заявок, полученных через дистанционные каналы банка с помощью портала госуслуг в рамках проекта „Цифровой профиль“, с менее чем 20% летом 2020-го приблизилась к 50% к концу 2021-го», — рассказали в пресс-службе банка «Русский стандарт». Профиль позволяет взаимодействовать с различными госорганами, в том числе для подтверждения официального дохода заемщика.

По данным ЦБ РФ, средняя ставка по розничным кредитам с января по ноябрь прошлого года увеличилась на 1,7 процентного пункта (п. п.) по ссудам сроком до года и на 0,7 п. п. по кредитам до 3 лет. В статистику регулятора входят все типы ссуд — в том числе и более дешевые залоговые ипотечные кредиты, которые сильно искажают реальную картину. Последние начали дорожать только в январе текущего года (см. «ДП» № 1 от 12.01.2022) из-за ужесточения регулятором денежно-кредитной политики. За минувший год ЦБ РФ поднял ключевую ставку в 2 раза, с 4,25 до 8,5% годовых. Рынок находится в ожидании последующего взлета ставок по потребительским кредитам, в том числе и из-за регуляторных мер.

Закредитованность граждан Банк России назвал одной из уязвимостей финансового рынка. Так, одним из опасений стали данные, что средняя сумма потребительского займа в рознице растет при неизменности количественных показателей (в отличие от ипотеки, где и число, и суммы кредитов увеличиваются пропорционально). Это говорит о том, что на рынке стало сложно разыскать новых качественных заемщиков, поэтому банки увеличивают финансовую нагрузку действующим клиентам. Тем самым повышая риски дефолтов.

По оценке ЦБ РФ, доля кредитов с показателем долговой нагрузки (ПДН) больше 80% с начала 2020 года к октябрю 2021-го выросла с 23 до 31%. При этом рост происходит в том числе за счет выдачи долгосрочных кредитов: свыше 20% выдаются на срок более 5 лет.

Регулятор пытается снизить расширение рынка потребзаймов через введение ограничений для кредиторов. В течение 2021 года ЦБ РФ дважды, в июле и октябре, повышал макропруденциальные надбавки к коэффициентам риска по необеспеченным потребительским кредитам (чем выше у заемщика риски и показатель ПДН, тем больше кредитору требуется капитала на выдачу такой ссуды, при этом банки с большим запасом капитала могут позволить себе продолжать выдавать кредиты даже с повышенными надбавками). Тем не менее к концу года объемы выдач чуть замедлились.

«В потребительском сегменте период восстановительного роста подошел к концу, а поддержка посредством кредитного канала будет постепенно затухать в условиях умеренно жесткой макропруденциальной политики», — полагает Станислав Мурашов, макроаналитик Райффайзенбанка.

Помимо надбавок с 1 января 2022 года в стране стал действовать новый закон, который разрешил регулятору ограничивать банкам выдачи потребкредитов уже в количественном выражении. ЦБ РФ начнет использовать свое новое право уже с 1 июля: будет введен лимит на кредитование заемщиков с показателем ПДН более 80% (предполагается, что доля таких ссуд в портфеле у каждого банка не должна превышать 25%). Компенсировать потери банки будут ростом ставок.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

МАКСИМ ИВАНОВ, директор по продажам «Тинькофф Кредит Брокер»

Трендом 2021 года стал существенно более сильный рост онлайн-выдач по сравнению с офлайн. Это особенно ярко проявилось в таких сегментах, как образование и продажа дорогостоящих товаров народного потребления. Судя по цифрам прошлого года, POS-кредитование все более и более востребовано во всех сегментах бизнеса. Мы видим это как по росту спроса на подключение сервиса, так и по увеличившимся оборотам. Оплата с помощью рассрочки и кредита становится таким же стандартом, как и оплата картой или наличными.

АЛЕКСЕЙ ВОЛКОВ, директор по маркетингу Национального бюро кредитных историй (НБКИ)

Дисбаланс между ростом потребкредитования и динамикой доходов населения в 2021 году вызывал определенное беспокойство ЦБ РФ. В 2022 году справедливо ожидать некоторого охлаждения необеспеченного кредитования, тем более что регулятор заявлял о намерениях воспользоваться своим правом прямого ограничения некоторых видов кредитования. Давление может оказать и рост ставок. На фоне их роста интерес к заимствованиям среди заемщиков хорошего кредитного качества снижается. Банкам придется генерировать специальные предложения, стимулирующие спрос в этом клиентском сегменте.