Источник: Ведомости (vedomosti.ru)
Граждане ищут удобные альтернативы для привычной оплаты покупок смартфоном
У российских граждан растет интерес к оплате покупок смартфоном по QR-коду после того, как в марте Apple Pay и Google Pay ушли из России: банки фиксируют кратный рост спроса на этот метод через Систему быстрых платежей (СБП) ЦБ во II квартале по сравнению с первым. Количество транзакций в зависимости от банка выросло в 3-5 раз, а объем платежей — в 2-2,5 раза.
О кратном росте количества и объема платежей с помощью QR-кодов «Ведомостям» рассказали представители Промсвязьбанка (ПСБ), «ФК Открытие», Россельхозбанка (РСХБ), «Почта банка», «Абсолют банка», банков «Русский стандарт», «Зенит» и «Санкт-Петербург».
В ПСБ во II квартале количество транзакций по QR-кодам через СБП выросло более чем в 3 раза в сравнении с первым, а объем оплат — на 76%, рассказал представитель госбанка. В «ФК Открытие» доля оплаты физлицами по QR-кодам по объемам транзакций выросла в 2 раза, а по их количеству — в 3 раза, в РСХБ количество платежей выросло в 3 раза, говорят их представители. Оборот платежей за товары и услуги по QR-коду через СБП в «Почта банке» вырос в 2,5 раза во II квартале, а количество таких операций — более чем в 5 раз, сказал представитель банка. Абсолютные цифры собеседники не раскрыли.
Но доля таких платежей в общем объеме (включающем карточные транзакции) пока не так велика и составляет порядка 1-3%, сказал представитель РСХБ. Доля оплаты физлицами по QR-коду через СБП в банке «Санкт-Петербург» среди всех безналичных платежей занимает 2,5% (рост объема платежей в 2 раза, количества — в 3 раза), говорит его представитель.
Для оплаты покупок по QR-коду через СБП есть два варианта. Первый — покупатель открывает мобильное приложение банка, сканирует QR-код камерой смартфона и подтверждает платеж.
При втором варианте покупатель сначала сканирует QR-код камерой смартфона. На экране смартфона появляется список установленных банковских приложений, из которых покупатель выбирает необходимый банк, автоматически переходит в мобильное приложение данного банка и подтверждает платеж.
Средний чек во II квартале в «ФК Открытие» уменьшился в 2 раза по сравнению с первым, сказал бизнес-лидер направления «платежи и переводы» подразделения «Ежедневный банкинг» Михаил Щипков. Высокий средний чек в январе — марте, по его мнению, связан с ажиотажем, вызванным нестабильной ситуацией в экономике: население закупалось товарами впрок, опасаясь дефицита.
В «Почта банке» средняя сумма покупок через сервис упала почти на 60% по сравнению с I кварталом. По словам представителя банка, это означает, что граждане стали чаще использовать сервис для небольших повседневных покупок как полноценную замену оплаты картой, в то время как ранее оплачивали более крупные покупки в интернете.
В банке «Санкт Петербург» средний чек упал с 4864 до 2927 руб., рассказал его представитель. В банке «Русский стандарт» средний чек одной покупки по QR-коду через СБП снизился с 8126 до 1397 руб. Такую динамику представитель банка связывает с заметным ростом количества компаний, подключившихся к сервису, и оплатой повседневных покупок.
Росту популярности платежей способствуют низкие комиссии за эквайринговое обслуживание (для бизнеса комиссия при оплате через СБП не превышает 0,7% от суммы платежа, а для ряда категорий торговых точек — 0,4%), компенсации этих комиссий государством для предприятий МСБ, а также запуск работы приложения СБПэй, говорит представитель РСХБ.
Представитель Сбербанка не раскрыл показатели оплаты по QR-коду через СБП, но отметил, что банк разработал собственный метод оплаты по QR-коду — SberPay QR. Возможность оплаты по SberPay QR имеют не только клиенты Сбербанка, но и владельцы карт «Тинькофф банка», Совкомбанка и клиенты «Юмани». Также Сбербанк разработал метод, когда клиент банка сам генерирует QR-код в приложении «Сбербанк онлайн», после чего кассир считывает его с экрана телефона для оплаты обычным сканером на кассе. Такой сервис позволяет безопасно оплатить покупку, даже если телефон клиента не подключен к интернету, пояснил представитель банка.
Оплата по QR-коду разрабатывалась как система, замещающая потребность предъявления карты, но она была не так популярна, пока были Pay-сервисы, говорит председатель правления Национального платежного совета Алма Обаева: с их уходом оплата QR-кодами будет расти. Россия очень чувствительна к хорошим финтех-инновациям, поэтому 2023 год может стать взрывным в развитии технологии оплаты по QR-коду, прогнозирует она.
Банки прогнозируют значительный рост спроса на оплату по QR-кодам к концу года. По оценке ПСБ, в течение ближайших месяцев общее количество операций и объем оплат по QR-кодам через СБП вырастут примерно в 1,5 раза, говорит его представитель. Зампред банка «Зенит» Наталья Тутова прогнозирует, что по итогам года доля оплат по QR-кодам через СБП превысит 10% в общем объеме оплат клиентов банка. У РСХБ прогнозы консервативнее: к концу года доля платежей через СБП не будет выше 5-10%, сказал представитель банка, добавив, что рост будет плавным.
Существенный всплеск возможен при развитии NFC-сценариев в СБП (когда оплата происходит после того, как смартфон прикладывают к терминалу) и развитии агентской схемы, полагает он. Мощным стимулом роста спроса на оплату по QR-кодам может стать дальнейшее подключение к этой технологии новых торговых точек, а также более широкое распространение сервиса оплаты по QR-коду, сгенерированному в мобильных приложениях банков, говорит руководитель службы электронного бизнеса «Почта банка» Михаил Бахиркин. «Почта банк», а также Московский кредитный банк планируют внедрить и запустить такой сервис оплаты, говорят их представители.
В России сейчас оплата по QR-кодам не имеет технического уровня развития, свойственного бесконтактным платежам, считает председатель Ассоциации участников рынка электронных денег и денежных переводов Виктор Достов. По его словам, процесс оплаты по QR-коду технически сложнее бесконтактной оплаты и сама экосистема таких платежей довольно фрагментированная: есть общая система СБП, а часть банков и даже некоторые сторонние игроки, как МТС, делают свои сервисы оплаты (Sberpay, Tinkoff Pay, Gazprom Pay).
Но через несколько лет Россия выйдет на такое массовое применение QR-кодов, как в Китае, потому что технология интересна людям как альтернатива оплаты смартфоном, полагает Достов. Для развития надо, чтобы точки продаж ставили соответствующее программное обеспечение или обновляли свои имеющиеся кассовые аппараты на прием платежей по QR-кодам, обучали персонал и объясняли покупателям, что это такое, как это работает, и поощряли их за это, пояснил он. Сдерживающим фактором в развитии технологии является отсутствие кэшбэка за оплату по QR-коду, добавляет директор департамента розничных продуктов «Абсолют банка» Виталий Костюкевич.