Источник: Газета РБК
Предприятия торговли активизировали проведение платежей с помощью QR-кода
Банковский сектор зафиксировал рост спроса на услуги СБП
Многие банки видят рост интереса магазинов и покупателей к платежам по QR-коду, в частности через систему ЦБ. «Китайский» способ оплаты набирает популярность в условиях, когда Apple Pay и Google Pay перестали работать в России.
У российских магазинов растет интерес к подключению оплаты с помощью Системы быстрых платежей (СБП), сообщили РБК представители крупных банков-эквайеров. Это происходит на фоне ухода из России платежных систем Visa и Mastercard, что привело к невозможности платить по Apple Pay (сервис полностью свернул работу в стране) и Google Pay картами российских банков.
Оплата по QR-кодам в России чаще ассоциируется с квитанциями ЖКХ, но она распространена в странах Азии, особенно в Китае, где эту технологию используют популярные приложения WeChat и Alipay, а платежные терминалы для оплаты картами, наоборот, не пользуются массовым спросом.
Система быстрых платежей была запущена Банком России и Национальной системой платежных карт в начале 2019 года. Она позволяет переводить деньги между счетами разных банков, а также оплачивать покупки с помощью QR-кода и быстрой платежной ссылки в интернет-магазинах (ссылка ведет с сайта магазина в приложение мобильного банка, где покупатель должен согласиться со списанием денег со счета; в этом случае не надо вводить данные карты).
По последним данным СБП на конец января 2022 года, за три года ее работы прием платежей с помощью этой системы подключили около 189 тыс. торговых предприятий, оплачено товаров и услуг на сумму 78 млрд руб. Для сравнения: за 2021 год россияне с помощью карт совершили 48,9 млрд платежей на общую сумму 41,3 трлн руб. Медленное развитие СБП эксперты объясняли отсутствием кешбэка и неудобством использования по сравнению с бесконтактными платежами с помощью смартфона или карты.
Какие изменения фиксируют банки
Предварительный мониторинг Банка России показывает, что количество платежей через СБП в марте выросло в 1,5 раза по сравнению с показателями февраля, сказал представитель регулятора. Число подключенных торговых точек, а также свежие показатели числа транзакций и объемов платежей он не раскрыл.
ВТБ фиксирует рост подключений новых клиентов к СБП в марте текущего года на 24,5% по сравнению с февралем. Общее количество транзакций по СБП в марте превысило 205 тыс.
С 21 февраля количество компаний, подключившихся к СБП с помощью «Тинькофф», выросло на 15%. В среднем еженедельно в марте к СБП подключаются на 43% больше представителей малого и среднего бизнеса, чем в феврале, отмечает представитель банка. В конце февраля — начале марта еженедельные объемы платежей его клиентов через СБП выросли на 20-40%.
МКБ с 24 февраля отмечает увеличение числа запросов бизнеса на подключение к СБП почти на 30%.
В банке «Русский стандарт» в последнее время видят увеличение числа операций через СБП более чем в два раза и возросший спрос на подключение со стороны бизнеса. «В банк начали обращаться организации, которые ранее откладывали подключение к сервису», — сообщил его представитель. Всего банк подключил к СБП около 22 тыс. торговых точек.
Промсвязьбанк к настоящему времени подключил к СБП более 19 тыс. платежных терминалов и отмечает стабильный средненедельный рост подключений примерно на 10%.
Сбербанк не отмечает тенденции к активному росту количества транзакций через СБП. Вместе с этим наблюдается активный рост количества транзакций с помощью сервиса SberPay (аналог Apple Pay и Samsung Pay) в интернет-торговле: оплаты по нему с момента отключения pay-сервисов выросли в 1,5 раза.
«Открытие» также не наблюдает существенных изменений с оплатой по QR-кодам с 24 февраля, однако фиксирует постоянный динамичный рост спроса на этот продукт и увеличение объемов операций, говорит исполняющий обязанности директора департамента эквайринга банка «Открытие» Виталий Брикунов. Этот рост банк связывает с госпрограммой компенсации для предприятий комиссии за расчеты через СБП (была запущена летом 2021 года).
Как санкции поменяли платежный рынок
США начали вводить санкции в отношении российских банков с 22 февраля, а после 24 февраля ограничения ужесточились. В блокирующий список SDN — под самые жесткие санкции — попали ВТБ, Промсвязьбанк, «Открытие», Совкомбанк и Новикомбанк. Первые четыре банка оказывают услуги эквайринга, а первые три входили в мировой топ-150 крупнейших эквайеров в 2021 году, следует из данных Nilson Report.
Изначально санкции отразились на работе POS-терминалов этих банков и выпущенных ими карт международных платежных систем — по ним не проходили платежи через Apple Pay, Google Pay и Samsung Pay по картам любых банков. Также карты Visa и Mastercard подсанкционных банков перестали поддерживаться мобильными кошельками и работать за границей.
Вскоре, 10 марта, Visa и Mastercard и вовсе приостановили работу в России. В результате в мобильных кошельках Apple Pay, Google Pay и Samsung Pay перестали работать карты этих платежных систем, выпущенные любыми российскими банками. Россияне могли продолжить использование смартфонов для бесконтактной оплаты, загрузив в них карты платежной системы «Мир». Однако Apple Pay с 24 марта запретила загрузку новых карт «Мир» в свой кошелек и обещала в течение нескольких дней остановить работу уже подключенных карт. На следующий день Google Pay сообщила о приостановке пилотного проекта по подключению карт «Мир». Национальные карты еще работают в Samsung Pay, а также в собственном кошельке Mir Pay для Android.
Все эти решения осложнили безналичные платежи россиян. Теперь для оплаты в магазине требуется всегда носить с собой пластиковую карту, а при оплате в интернет-магазинах в любом случае нужно вводить данные банковской карты.
«В сложившейся ситуации российские платежные решения выглядят более надежной альтернативой в условиях значительного количества введенных санкций. Текущая ситуация, безусловно, приведет к изменению платежных привычек россиян», — говорит руководитель группы по оказанию услуг компаниям финансового сектора «Делойт» в СНГ Максим Налютин. Увеличение популярности российских платежных решений объясняется тем, что большинство пользователей (и бизнес, и покупатели) испытывают чувство неуверенности в связи с участившимися сбоями при оплате и не знают, пройдет ли следующий платеж, добавляет эксперт.
Какие шансы на развитие у СБП
На фоне ограничений работы платежных систем и pay-сервисов Система быстрых платежей, в том числе мобильный кошелек «СБПэй», в перспективе может стать одним из основных каналов дистанционной оплаты, считает представитель ВТБ. Дополнительным фактором развития системы он называет ее низкие комиссии, а также государственную льготную программу по возврату предпринимателям расходов на комиссии, которая работает с июля 2021 года и продлена до 1 июля 2022-го. Комиссии для магазинов в СБП составляют 0,4 или 0,7% в зависимости от сферы торговли продавца. За прием карт к оплате магазины платят банкам в среднем 1,5% от каждой покупки.
Для клиентов оплата по QR выглядит как инновация, поэтому ограничение работы мобильных кошельков могло поспособствовать росту спроса на сервис, добавляет руководитель направления исследований центра «Сколково-РЭШ» Eгор Кривошея. Но и сниженные комиссии по сравнению с традиционным эквайрингом сейчас также играют роль, поскольку компании пытаются сохранить маржинальность. СБП может вернуть бывшим пользователям Apple Pay и Google Pay возможность не носить с собой карту, говорит Кривошея: «В онлайн-магазинах, где около 40% потребителей привыкли оплачивать только безналично, СБП и вовсе может быть критически важным для потребительского опыта, так как сейчас приходится вбивать все платежные данные вручную. На некоторых сайтах могут работать сервисы от технологических компаний и банков (например, „Я.Pay“, SberPay). Но единая система СБП может быть более востребованной, чтобы клиент не использовал разные сервисы в онлайн- и офлайн-магазинах».
₽41,3 трлн составила общая сумма 48,9 млрд платежей россиян, совершенных с помощью карт в 2021 году
Оплата по QR-кодам широко распространена в Китае, где ее используют приложения WeChat и Alipay, а платежные терминалы для оплаты картами не пользуются массовым спросом
До недавних пор медленное развитие СБП эксперты объясняли отсутствием кешбэка и неудобством использования по сравнению с бесконтактными платежами.