Источник: Банковское обозрение
На форуме FinNext-23 обсудили особенности конкуренции на платежном расчетном рынках страны. Много внимания было уделено неожиданным и ожидаемым платежным форм-факторам в условиях текущей реальности
На прошедшей в рамках форума FinNext-23 сессии «Платежи, расчеты, ДБО. Все новое, что сделает платежи и расчеты еще быстрее, удобнее и безопаснее» признанные визионеры отечественного платежного рынка попытались дать ответы на вопросы: что востребовано рынком сегодня и, главное, что с рынком платежей будет завтра?
Почему банкиров взволновал образ будущего платежного рынк? Ведь сегодня имеется, на первый взгляд, прочный и стабильный тандем из решений НСПК: система быстрых платежей (СБП) и платежная система «МИР». Есть примерно десяток PAY-систем от отечественных игроков. Есть система оплаты Face Pay, запущенная московским метрополитеном. Как отметили эксперты, этого хватает более чем в 98% кейсов.
Посеешь интригу, пожнешь форум
Интрига, как обычно в последние годы, исходит от первого заместителя председателя Банка России Ольги Скоробогатовой, которая на открытии кейс-чемпионата Finopolis-2023 в конце июня отметила: «Альтернативные способы проведения платежей — такие, как СБП, оплата по QR-коду или с помощью цифровых рублей, — не вытеснят пластиковые карты, в ближайшие пять — семь лет развиваться будут разные способы платежей, включая биоэквайринг».
А несколько раньше, на ПМЭФ-23, в интервью РБК она заметила: «У нас сейчас к СБП подключено уже около 10% МСБ-предприятий против 3% в прошлом году. С одной стороны, это хорошо, а с другой, было бы комфортно, если бы эта цифра поднялась под 90%».
Так почему же пока 10%? Торгово-сервисные предприятия (ТСП) только отрывают для себя этот способ оплаты, в отличие от физлиц. Поэтому регулятор понимает, что необходимо помогать предприятиям малого и среднего бизнеса, например, в обучении и установке силами НСПК оборудования и его подключения.
«Но, главное, Банк России видит ряд коммерческих банков, которые препятствуют развитию СБП в торгово-сервисной сети. И мы с такими участниками финансового рынка ведем соответствующие дискуссии о том, чтобы у бизнеса была возможность выбирать лучшее для него, а не для банка. Для формирования дополнительного стимула регулятор планирует до конца 2023 года создать систему лояльности СБП, когда человек станет получать кешбэк на первом этапе через один-два дня к себе на счет, а далее деньги будут приходить в режиме онлайн в размере 7-10% покупки», — добавила Ольга Скоробогатова и пообещала, что на рынке «конкуренция точно сохранится», а человек и бизнес должны сами выбирать формат расчетов, в том числе оплату цифровым рублем.
Клиенту удобно, когда офис не нужен
Но вернемся к FinNext-23. Платежную сессию открыл своим выступлением вице-президент, директор департамента цифровых продаж среднего и малого бизнеса ПСБ Роман Гаврилов. Он объяснил, МСБ — хоть и прибыльный сегмент, но экономия на издержках за счет сквозной цифровизации процесса end-to-end серьезно помогает росту рентабельности. Сейчас в ПСБ оцифровано 63% таких операций при плане 75% к 2028 году.
Есть польза от «Phygital-эффекта» при сокращении количества офисов при условии, что оставшиеся будут тем самым местом, которое клиенту, представляющему средний и малый бизнес, точно захочется посетить. При этом клиент в 98% случаях может совершить операции удаленно. Остальные 2% связаны с требованием законодательства о личном присутствии или визите выездного менеджера при оформлении, например, электронной подписи.
Что касается платежного сегмента, представитель ПСБ высказался так: «Расчеты должны быть идеальными. Если этого нет, то вы не сможете быть идеальным банком. Аналогичная история с эквайрингом, который является частью больших расчетов, даже если кажется, что он не дотягивает по P&L до нуля. Считать надо с учетом косвенных доходов и развивать инновации».
В частности, ПСБ стал первым банком, запустившим SoftPOS — решение для приема бесконтактных платежей телефоном на базе ОС Android. Важно и обеспечение омниканальности сервисов: начал операцию в смартфоне, продолжил в колл-центре, а закончил в платежном приложении в VK. К сожалению, популярные мессенджеры выпали из этого списка. Зато есть большие перспективы у цифровых ассистентов на базе ИИ.
Клиенту пока неудобны сценарии
По словам, Алексея Киричека, руководителя департамента развития эквайринга и платежных сервисов Альфа-Банка, доля безналичных платежей за товары и услуги перевалила в стране отметку в 75%, это означает, что дальнейший прирост будет даваться все дороже и идти более низкими темпами. В качестве основных драйверов развития безналичных платежей выступают e-com и СБП. На конец 2024 года на их долю будет приходиться 25% всего рынка. А вот в качестве помех для развития СБП были названы низкая мотивация физических лиц, а также сложный клиентский сценарий в физическом ретейле.
Что касается PAY-сервисов, то идет процесс замещения решений, предлагавшихся ушедшими с российского рынка международными платежными системами. Это позволит сохранить удобный клиентам форм-фактор (QR) и одновременно обеспечить «карточную экономику» для банков. Кроме того, появляется возможность начислять физлицам баллы лояльности.
Инна Емельянова, исполнительный директор по эквайрингу и инновационным проектам банка «Русский стандарт», также сконцентрировалась на вызовах, связанных с СБП и эквайрингом. Банк первым в России в рамках ПМЭФ-19 обеспечил покупку кофе по QR-коду. Неудивительно, что с начала 2020 года и по итогам первого полугодия 2023-го банк добился прироста более чем в 787 раз по обороту в СБП. Сейчас ситуация с активным внедрением новых продуктов СБП стабилизировалась и начался период качественного развития этого бизнеса, отражением чего является просветительская деятельность с ТСП и уменьшение доли их карточных транзакций.
Что выбирают сегодня мерчанты с точки зрения реализации СБП? Наверное, с «низкого старта должны взлететь технологии кассовых платежных ссылок (КПС), интересны интернет-решения, которые позволяют выводить QR-коды на любую поверхность будь это касса или специальные девайсы. Все это поможет сделать более удобным клиентский путь в офлайновых кейсах использования СБП, в том числе за счет упрощения организации и проведения маркетинговых и других акций.
Клиенту интересны цифровые активы
Вячеслав Дусалеев, директор по розничному бизнесу Росбанка, и Дмитрий Мачихин, основатель и CEO сервиса BitOK, рассмотрели перспективы и сложности, связанные с развитием третьей формы денег — цифрового рубля, а также с цифровыми активами в широком понимании этого термина.
С точки зрения банкиров, на текущем этапе развития ЦФА клиентские кейсы, очевидно, будут сконцентрированы вокруг токенизации дебиторской задолженности. Но, по словам спикера, спешить здесь не стоит, ведь ценой ошибки может стать охлаждение интереса рынка к этому инструменту. А вот, что следует делать прямо сейчас — развивать законодательную базу в этой сфере.
Вячеслав Дусалеев в этой связи углубился в тему практической реализации требований «антиотмывочного» Закона № 115-ФЗ в части проведения процедуры KYC при работе с криптовалютами и p2p-платформами.
Понятно, что все проблемы в рамках данной сессии ее участникам обсудить не удалось: слишком их много, а скорость появления новых впечатляет. Однако 3 августа 2023 года медиапроект «Банковское обозрение» в рамках конференции FuturePay 23 предлагает вернуться к актуальным темам платежного рынка. В их числе: детали внедрения цифрового рубля и отношение участников рынка к другим инновациям — BNPL, встроенные финансы, открытые API, институт НППУ, а также их влияние на клиентский опыт в свете новых требований Банка России.