Пресс-центр

Управление по связям с общественностью Банка Русский Стандарт
105187, Москва, ул. Ткацкая, д. 36
pr@rsb.ru
18 Декабря 2023

Банки и маркетплейсы назвали тренды электронной коммерции в 2024 году

Источник: Ведомости

В приоритете будут развитие оплаты через СБП и новые сервисы на основе ИИ

Точками развития российского рынка электронной коммерции, или e-commerce, в 2024 г. станет активное освоение системы быстрых платежей (СБП) и появление дополнительных сервисов для продавцов. Кроме того, в e-commerce, как и в финтехе, будет активно расти применение искусственного интеллекта (ИИ). Эти тенденции опрошенные «Ведомостями» эксперты и представители банков назвали главными для 2024 г.

Показатели роста объемов продаж интернет-торговли в 25-30% в последние годы стали устойчивым трендом, говорит президент Ассоциации компаний интернет-торговли Артем Соколов: при отсутствии каких-либо драматических событий такой же рост с большой долей вероятности можно ожидать и в будущем году. Продажи в e-commerce вырастут в 2023 г. на 38% и составят 7,9 трлн руб., оценивает Data Insight.

За прошедший год конкуренция на маркетплейсах значительно усилилась, говорит директор Tinkoff eCommerce Илья Кретов. Несмотря на то что малый и средний бизнес стал более активно выходить на маркетплейсы, 88% продаж на площадках все еще приходится на 9% крупных игроков, приводит он статистику. В 2024 г. конкуренция внутри одного маркетплейса продолжит усиливаться, уверен Кретов: поэтому любому бизнесу важно присутствовать на нескольких маркетплейсах одновременно. Подключение Ozon как второго маркетплейса даст продавцу прирост новой аудитории на 45%, а подключение к «Яндекс Маркету» — еще 21%, приводит пример эксперт.

Для решения этой задачи начнут активнее появляться конструкторы и единые платформы для доступа на разные площадки, рассуждает топ-менеджер «Тинькофф». Например, BNPL-сервис оплаты покупок частями «Долями» от «Тинькофф банка» позволяет пользователям получить доступ к витринам магазинов, найти товары сразу у всех партнеров, сравнить цены и проч.

Основную роль в росте онлайн-продаж сыграло упрощение оплаты из-за развития СБП. По данным ЦБ, за III квартал количество совершенных в СБП покупок товаров и услуг достигло 500 млн шт., сумма — 800 млрд руб. Рост относительно прошлого квартала — 38 и 32% соответственно. Количество предприятий торговли и сервиса, принимающих оплату через СБП, составило 1,3 млн, увеличившись за квартал на 20%: 9 из 10 таких предприятий относится к МСП.

СБП выгодна магазинам прежде всего благодаря тарификации, говорит исполнительный директор по эквайрингу и инновационным проектам банка «Русский стандарт» Инна Емельянова: комиссия на операции здесь заметно ниже, чем за прием классических карточных платежей, — 0,4 или 0,7% в зависимости от бизнеса. При этом стандартная для всего интернет-рынка комиссия составляет 1-3,5%, напоминает Соколов.

Рынок стремится предоставить клиентам удобные сервисы для оплаты смартфоном в одно касание, говорит Емельянова. В 2023 г. было активное развитие оплат по QR-кодам через СБП, а также новых решений с платежными NFC-табличками. Тренд продолжится и в следующем году, уверена она. СБП стирает грань между e-commerce и офлайн, отмечает представитель Wildberries: покупатель оплачивает покупку в офлайн-магазине, стоя у кассы, но делает это внутри своего приложения точно так же, как при покупке на сайте. Поэтому в дальнейшем грань между электронной коммерцией и face2face-коммерцией (напрямую с продавцом) будет размываться, уверен он.

Например, Tinkoff Pay в следующем году станет доступен клиентам любого банка, чтобы можно было легко оплачивать покупки в интернет-магазинах и на маркетплейсах, говорит Кретов. Также «Тинькофф касса» уже подключила SberPay, чтобы покупатели магазинов-партнеров могли расплачиваться удобным им способом, добавляет он.

Инструментом «выживания» в 2024 г. в e-сommerce станет ИИ, полагает Кретов. Уже в этом году его начали внедрять для решения бизнес-задач: с помощью сервисов на основе ИИ бизнесу удается снизить операционные издержки на 22%, увеличить выкуп корзин на 63%, а эффективность лидов — на 29%, приводит данные эксперт.

Крупные компании помогают сделать инструменты на базе нейросетей помощниками не только в своих внутренних процессах, но дать доступ к ним малому и среднему бизнесу, отмечает Кретов. Также будут появляться новые дополнительные сервисы для продавцов — логистические решения, чат-боты, системы управления продажами, говорит представитель ВТБ. В 2024 г. от банков будут ждать специальные кредитные продукты для продавцов сегмента e-сommerce, уверена руководитель кластера малого бизнеса «МТС банка» Надежда Панчурина. А также комплексные партнерские предложения, которые облегчат процессы селлера и вместе с этим сэкономят ему деньги, отмечает она.

Важным вопросом остается грамотная работа с привлеченным на собственные сайты трафиком, говорит Кретов. Увеличить конверсию в покупку можно, упростив процессы для пользователей, начиная от входа на сайт и заканчивая оформлением заказа и его оплатой, полагает он. Например, уже есть такие решения Tinkoff ID и Sber ID. Клиенту не нужно заполнять одну и ту же информацию про себя на каждом сайте, при этом все данные надежно защищены передовыми антифрод-технологиями финтеха, поясняет Кретов.

Также маркетплейсы заинтересованы в развитии цифрового рубля, который станет широко доступен в 2025 г., добавляет представитель Wildberries.