Источник: Известия (iz.ru)
Где эта информация может пригодиться, кроме как в банке
Россияне вдвое чаще стали проверять кредитную историю — такие данные клиенты банков и МФО в 2022-м запросили более 11 млн раз. Об этом «Известиям» сообщили в Национальном бюро кредитных историй (НБКИ). Тенденцию подтвердили другие участники рынка. Она обусловлена не только ростом финграмотности, но и экономической нестабильностью и участившимися отказами в выдаче займов, пояснили в финансовых организациях. Кроме того, свои рейтинги стали запрашивать мобилизованные: им должны предоставляться каникулы по выплате ссуд без отметки в кредитной истории. В ЦБ напомнили, что проверка поможет выяснить, не оформлены ли на клиента мошеннические займы.
Доверять нельзя проверять
За прошлый год заемщикам впервые предоставлено более 11,1 млн персональных кредитных рейтингов, сообщил «Известиям» директор по маркетингу НБКИ Алексей Волков. Это значительно больше, чем было ранее: в 2021-м — 4,9 млн, 2020-м — 2,35 млн, 2019-м — 0,4 млн. Граждане запрашивают такую информацию прежде всего для оценки собственного финансового «досье» и возможностей получения нового займа. Также такой мониторинг — один из способов защиты от кредитного мошенничества, пояснил он.
В 2022-м почти 5 млн человек проверили свою кредитную историю или индивидуальный рейтинг напрямую на платформе «Кредистория» или через агентов бюро, поделился директор по развитию розничного бизнеса ОКБ Шарма Сандип. Он отметил, что в отдельные месяцы число активных пользователей платформы было вдвое больше, чем за аналогичные периоды 2021-го. Эксперт считает: росту запросов способствовало упрощение доступа к подобного рода информации для граждан, а также совместная работа ЦБ и финансовых организаций по повышению общего уровня финансовых знаний населения.
Справка «Известий»
В кредитной истории гражданина хранятся все сведения о займах, полученных им когда-либо. На основании этой информации каждому клиенту присваивается рейтинг, который дает общее представление о финансовом положении человека. Чем больше баллов в рейтинге, тем лучше и выше шанс получить одобрение на ссуду. Физлица могут запрашивать такие данные два раза в год.
Крупные банки подтвердили тенденцию роста числа запросов. На фоне повышения финансовой грамотности россияне стали внимательнее следить за своими кредитными историями и чаще запрашивать их, рассказали в «Русском стандарте». Так, в 2022 году среднемесячное количество таких обращений в мобильном приложении оказалось на 30% больше, чем годом ранее. При этом число отчетов возросло почти вдвое, уточнили там. С осени — с момента запуска сервиса по проверке для клиентов — свой показатель узнали более 10 тыс. человек, добавили в Газпромбанке, отметив, что их количество растет с каждым днем.
Существенному увеличению числа обращений за кредитным «досье» способствовала популяризация услуги со стороны БКИ, а также работа над повышением финансовой грамотности населения, включая рекомендации ЦБ по проверке гражданами своих данных в борьбе с телефонным мошенничеством, считают в Абсолют Банке. В «Открытии» сказали, что не фиксируют роста таких обращений.
Особый интерес к кредитным рейтингам проявляют клиенты МФО: за год им было рассчитано 4,7 млн таких рейтингов (+183% по сравнению с 2021-м), а также предоставлено 1,7 млн (+36%) историй, показало исследование НБКИ и финтех-группы IDF Eurasia (есть у «Известий»). Там поясняется: внушительный рост интереса заемщиков обусловлен повышением финансовой грамотности россиян. Кроме того, увеличение рейтинга поднимает их шансы на получение займов в банке, в том числе кредитных карт и ипотеки.
Пропорциональный рост
Участники микрофинансового рынка считают факт роста интереса физлиц к кредитным историям и рейтингам логичным. Поскольку на фоне экономической нестабильности банки и МФО усилили требования к клиентам, то количество отказов в предоставлении им заемных средств выросло и побудило искать причины в финансовых «досье», объяснили в МФК «Займер». Кроме того, востребованность такой информации обоснована запросами мобилизованных граждан и членов их семей, которые пожелали убедиться, что им предоставлена отсрочка без отметок в кредитной истории, что они злостные неплательщики, знают в компании.
Несмотря на кризис, рынок МФО в прошлом году заметно вырос вследствие потребности людей в деньгах, отметили в МФК «МигКредит». Поэтому неудивительно, что заемщики стали пристальнее следить за состоянием своей кредитной истории, аргументировали там. Повышенный спрос связан с ростом сектора МФО, согласились в онлайн-платформе Webbankir. В 2022-м банки серьезно сократили свои программы, и микрозаймы стали для многих россиян единственным источником дополнительного финансирования.
— Кредитная история позволяет не только взглянуть на себя глазами финансовой организации с точки зрения оценки как потенциального заемщика. Спектр жизненных ситуаций, в которых она может потребоваться, активно расширяется : это обращение в страховую компанию, трудоустройство на работу и другие, что в совокупности приводят к повышенному спросу на получение «досье», — подчеркнул гендиректор Moneyman Сергей Весовщук.
Все больше людей узнают об услуге проверки кредитной истории и рейтинга, и пропорционально этому растет количество запросов, считает вице-президент Ассоциации банков России Алексей Войлуков. Многие, получив отказы на фоне ужесточения риск-политики финорганизаций, стали активнее интересоваться своим «досье» в БКИ, так как зачастую его могли испортить формальные массовые запросы финорганизаций, пояснил директор банковских рейтингов НРА Константин Бородулин. Ранее ЦБ советовал оспаривать такие заявки и сам штрафовал банки за запрос кредитной истории в БКИ без согласия гражданина.
ЦБ активно информирует граждан о важности регулярной проверки кредитной истории, заявили в регуляторе «Известиям». Это даст им возможность контролировать информацию об обязательствах и позволит увидеть, не оформлены ли на человека займы, к которым он не имеет отношения.
По оценкам Шарма Сандип из ОКБ, в 2023-м стоит ожидать еще большего роста числа клиентов, интересующихся кредитной историей. А пока их доля равняется относительно небольшим цифрам в масштабах всей базы заемщиков бюро.