Источник: Коммерсантъ
В системе вырос объем переводов от компаний физлицам
Переводы от юрлиц физлицам через систему быстрых платежей (СБП) в этом году растут опережающими темпами и в третьем квартале превзошли прошлогодний показатель в пять раз. Заметную роль в этом росте сыграли акция НСПК с кэшбэком за покупки по СБП, закон о безналичной оплате сданного металлолома, рост числа самозанятых и популярность гарантированных сделок на сайтах -объявлений.
В конце прошлой недели Банк России опубликовал статистику третьего квартала по СБП. Согласно ей, второй квартал подряд растут переводы от юрлиц физлицам. Если в первом квартале этого года по отношению к четвертому кварталу прошлого года этот рост был на 1,6 млрд руб., до 44,8 млрд руб. (3,7%), то во втором квартале по отношению к первому кварталу он составил 14,3 млрд руб. (31,9%,), а в третьем квартале оказался еще больше — 18,7 млрд руб. (31,6%), увеличившись до 77,8 млрд руб. Как пояснили «Ъ» в ЦБ, сегодня существует возможность осуществлять перевод заработной платы с помощью СБП, и некоторые организации осуществляют такие выплаты, но статистика этих выплат в общей сумме не ведется.
Стоит отметить, что год назад в третьем квартале 2022 года объем переводов от юрлиц гражданам был почти в пять раз ниже — 15,6 млрд руб. Такой существенный рост участники рынка объясняют различными факторами. Так, по их мнению, СБП активно используют страховщики и микрофинансовые организации ( МФО), перечисляя средства своим клиентам. Правда, как рассказал «Ъ» председатель совета СРО «МиР» Эльман Мехтиев, доля переводов заемщикам через СБП у МФО сегодня несущественная. Во Всероссийском союзе страховщиков «Ъ» сообщили, что страховые компании пользуются этим сервисом, если платеж можно осуществить через СБП, поскольку это-удобно.
Банкиры подтверждают тенденцию. В Альфа-банке «Ъ» рассказали, что сервисом в основном пользуются клиенты из среднего бизнеса и только в октябре оборот в среднем бизнесе составил более 1,5 млрд руб. В свою очередь, замруководителя блока среднего и малого бизнеса ПСБ Кирилл Тихонов отмечает, что объемы таких операций в банке растут в среднем на 10% ежемесячно, а механизм оплаты В2С по СБП пользуется популярностью в сегменте микро и малого бизнеса. По словам руководителя департамента корпоративного цифрового бизнеса ВТБ Спартака Солонина, банк фиксирует постоянный рост числа и объемов переводов по СБП для расчетов юрлиц с самозанятыми.
«За девять месяцев этого года количество пользователей сервиса выросло в шесть раз, а сумма выплат приблизилась к 1 млрд руб., и чаще всего сервисом пользуются компании из сферы торговли и строительства», — сообщил он. По словам исполнительного директора по эквайрингу и инновационным проектам банка «Русский стандарт» Инны Емельяновой, одним из драйверов роста B2C-переводов стал старт акции с кэшбэком за оплату покупок с помощью СБП, которая имеет заметный успех как у торгово-сервисных предприятий, так и стимулирует популярность оплаты через СБП (по QR-коду или NFC) у покупателей.
Замдиректора департамента малого бизнеса Росбанка Виталий Паршин обращает внимание на то, что приближается вступление в силу закона о строго безналичных выплатах средств физическим лицам, сдающим металлолом. «Мы отмечаем интерес к данному сервису, подготовленному нашим банком, как раз со стороны компаний, принимающих лом у населения», — -говорит он.
Объем переводов по СБП от юрлиц физическим лицам с начала года увеличился в семь раз, и одной из причин этого стал рост популярности гарантированных сделок, говорит директор Делобанка Ирина Кузьмина. «При покупке на сайтах объявлений ради безопасности вы отправляете деньги на спецсчет гаранта (обычно — самой платформы), а уже при получении посылки деньги уходят продавцу, по сути, сделка совершается между двумя физлицами, но технически перевод осуществляет юрлицо, выступающее гарантом», — говорит она. «Подобная технология была запущена давно, но на старте играла роль прежде всего канала получения денег за возвращенный товар, — говорит независимый эксперт Максим Митусов. — В дальнейшем банки поняли, что это вполне самостоятельный продукт, который может быть коммерчески успешным».