Пресс-центр

Управление по связям с общественностью Банка Русский Стандарт
105187, Москва, ул. Ткацкая, д. 36
pr@rsb.ru
12.12.2016

Банк Русский Стандарт: анализ развития онлайн-транзакций по картам

Банк представляет статистические данные о динамике роста онлайн-операций, совершенных по картам в своей интернет-эквайринговой сети, по итогам трех кварталов 2016 года в сравнении с аналогичным периодом в 2015 и 2014 годах. Статистика отражает последние изменения в онлайн покупательской активности россиян (в части карт).

В исследовании банка Русский Стандарт были проанализированы: динамика год к году транзакций и среднего чека, а также география операций и самые популярные сегменты, где совершалось больше всего транзакций, за 9 месяцев 2016 года.

Онлайн-покупки в динамике (или КАК менялись онлайн-покупки)

Банк Русский Стандарт отмечает рост доли онлайн-операций, совершенных по картам. Собственно, это не новость – рост покупательской активности в интернете связан напрямую с глубиной проникновения самого интернета во всех сферы жизни человека. И если еще пять лет назад большинство россиян относились к покупкам через интернет с недоверием, людям было психологически комфортнее поехать в магазин и выбрать товар на месте, то сегодня банк Русский Стандарт отмечает, что общий уровень развития технологий возрос, также повышается уровень компетентности граждан. Кроме того, на рост покупательской активности в интернете влияет возможность интернет-покупок с мобильных устройств (планшетов и смартфонов) и активное проникновение мобильного интернета в регионы.

В цифрах это выглядит так: самый большой рост по количеству онлайн-транзакций по картам пришелся на 2014 год, он составил 127,1% (по сравнению с 9 месяцами 2013 года). Именно на 2014 год пришелся бум интернет-торговли, далее рост не такой сильный: в 2015 году – 48,3%, а в 2016 году – 39,5%. По мнению экспертов банка, взрывной рост в 2014 году был связан с тем, что ранее существовало только ограниченное количество ниш, где интернет-эквайринг и, как следствие, оплаты картой были традиционно приняты – в большой степени это относилось к крупным и международным компаниям. А в 2014 году онлайн-магазины получили массовое распространение и в итоге проникли во все сферы торговли и услуг, включая самые различные направления, в том числе и недорогие сегменты.

Что касается динамики среднего чека за эти годы, то, по данным интернет-эквайринговой сети банка Русский Стандарт, за 9 месяцев 2016 года он составил 4 467 рублей, в 2015 году – 5 490 рублей, а в 2014 году – 5 297 рублей. Рост этого показателя в 2015 году связан с ажиотажем в ритейле вообще и в интернет-ритейле, в частности. В начале 2015 года покупка часто была своеобразной заменой инвестиции. Снижение среднего чека по онлайн-операциям почти на 20% до 4 467 рублей по итогам III квартала 2016 года говорит о том, что россияне стали более экономными – они стали более избирательно подходить к онлайн-тратам по картам, не склонны к импульсным покупкам в интернете.

Тем не менее, электронные продажи уверенно забирают часть «наземных» продаж. Так, по данным исследования банка Русский Стандарт, на долю интернет-эквайринга в общем объеме торгового (наземного) эквайринга в 2014 году приходилось 3%, в 2015 году – уже 4,09%, а в 2016 – 5,52%.

Напоминаем, что сравнивались данные за 9 месяцев 2014,2015 и 2016гг.

География (или ГДЕ в России чаще покупают онлайн)

Отдельно банк Русский Стандарт рассмотрел географию онлайн-операций по картам по своей интернет-эквайринговой сети. Топ-10 городов с наиболее активными онлайн-покупателями за 9 месяцев 2016 года выглядит так:

  1. Москва и Московская область (доля общего количества транзакций – 60,55%, средний чек – 6 036 рублей).
  2. Санкт-Петербург (10,42%, средний чек – 3 264 рубля).
  3. Уфа (2,78%, средний чек – 593 рубля).
  4. Сочи (1,09%, средний чек – 5 357 рублей).
  5. Владивосток (1,02%, средний чек – 2 201 рубль).
  6. Ростов-на-Дону (1%, средний чек - 4 075 рублей).
  7. Ульяновск (0,99%, средний чек – 1 738 рублей).
  8. Калининград (0,92%, средний чек – 3 086 рублей).
  9. Екатеринбург (0,81%, средний чек – 3 608 рублей).
  10. Нижний Новгород (0,79%, средний чек – 4 123 рубля).

В этом списке особняком стоит город Уфа, который по количеству транзакций уверенно занимает третье место, но показывает удивительные результаты по среднему чеку. Анализ данных в интернет-эквайринговой сети банка Русский Стандарт конкретно в Уфе показал, что большую часть онлайн-операциям по картам жители города совершали с целью оплаты мобильной связи.

Популярные покупки (или ЧТО в России чаще покупают онлайн)

Где именно россияне совершают операции по картам в интернете? По данным банка Русский Стандарт, по итогам III квартала 2016 года самым популярным для онлайн-покупок стал сегмент «развлечения». Динамичный рост данной сферы произошел во много благодаря тому, что получить услугу (билет на мероприятие, например) можно мгновенно после оплаты – за счет появления электронных билетов практически во всех крупных развлекательных сферах. Более трети (33,94%) транзакций по эквайринговой сети Русского Стандарта пришлось на покупки по картам билетов в театры, кино и др. Средний чек в этом сегменте – 3 045 рублей. Более 23% транзакций в интернете пришлось на сегмент «сервисы» (оплата ЖКУ, налоги/штрафы, оплаты услуг образовательных учреждений, финансовые сервисы и др.). Средний чек здесь – 7 038 рублей.

На третьем месте сегмент «ритейл» (онлайн-покупки продуктов питания, электроники, одежды, косметики и пр.) с долей транзакций – 17,35%. Средний чек – 4 339 рублей. На четвертом месте – «размещение» в отелях, гостиницах, хостелах. Доля от общего количества транзакций – 8,17%, средний чек – 3 042 рубля. На пятом месте с долей 5,97% «связь» (оплата услуг операторов мобильной связи, включая интернет). Средний чек в данном сегменте – 516 рублей.

Также среди популярных сегментов – «рестораны» (заказы пиццы, суши, кулинарии и пр. через интернет). Доля таких онлайн-заказов с оплатой картой на сайте – 4,68%, средний чек – 1 069 рублей.

Банк Русский Стандартоснован в 1999 году. Сегодня Русский Стандарт является одним из ведущих национальных банков на рынке обслуживания населения и занимает лидирующие позиции в области кредитования. Банк создал и внедрил новые потребительские стандарты финансовых услуг, клиентами Русского Стандарта по программам потребительского кредитования стали уже более 28 млн человек, объем предоставленных кредитов составляет около 2 048 млрд рублей. Банк выпустил для своих клиентов более 46 млн банковских карт и сегодня предлагает выбор из более чем 40 видов карт – от инновационных комплектов услуг для широких слоев населения «Банка в кармане» и «Транспортной карты» до статусных карт платежных систем American Express и Diners Club. Помимо кредитных и сберегательных продуктов Банк делает ставку на развитие расчетных услуг, высокотехнологичных финансовых сервисов и предлагает инновационные решения в области платежей и переводов, а также различных каналов ДБО. Подробная информация о банке Русский Стандарт представлена на официальном сайте www.rsb.ru