Источник: Деловой Петербург
Онлайн-покупки книг в этом году впервые превзошли продажи в офлайн-рознице
По данным исследования банка «Русский Стандарт», уже в 2024 году наблюдалось увеличение спроса на онлайн-покупку учебной и художественной литературы. Однако по итогам года офлайн все же лидировал в рейтинге с долей 54%. В первом полугодии 2025 года, напротив, с таким же результатом онлайн обошел офлайн. Аналитики отмечают, что в физических магазинах книги покупают реже, но средние чеки там выше. Медианная стоимость в рознице составила 787 рублей, тогда как в интернет-магазинах — всего 335 рублей. Самый высокий средний чек за первое полугодие — 603 рубля — был в апреле. На втором месте март с показателем 565 рублей, следом январь — 523 рубля.
Руководитель издательских проектов БХВ Павел Шалин подчеркивает, что изменение потребительского интереса связано с тем, что для конечного покупателя онлайн-продажи объективно удобнее. «Можно почитать отзывы на книгу, „полистать“, а после покупки ее доставят в удобный пункт выдачи», — рассказывает эксперт.
Бренд-директор сети книжных магазинов «Буквоед» Татьяна Щербина отмечает, что по итогам первого полугодия 2025 года онлайн-продажи книг сохранили позиции на уровне 14,5% от общего товарооборота, что соответствует показателям аналогичного периода прошлого года. «Доля онлайн-продаж книг почти не изменилась, но сам рынок действительно стал другим. Читатели все чаще выбирают мультиформатное чтение: берут бумажную книгу для дома, электронную — в дорогу, аудио — для пробежки. Новые модели потребления книг требуют гибкости, что ставит перед магазинами задачу по диверсификации ассортимента для сохранения позиций», — говорит она.
Как ранее писал «ДП», уже в 2023 году отмечалось снижение количества реализуемых книг в рознице. Тогда участники рынка назвали основными факторами торможения — снижение доходов населения, ограничения продаж отдельных иностранных авторов и законодательные ограничения. В связи с этим усложнилась работа для самих книжных магазинов.
В этом году к этим факторам добавилось и изменение потребительского выбора в пользу онлайн-покупок книг. Такое положение еще сильнее стимулирует игроков рынка отходить от продажи исключительно книг, чтобы сохранить свои физические магазины. Сейчас все крупные сетевые ретейлеры продают не только книги. В ассортименте также находятся периодика, канцелярия и сопутствующие товары вроде сувениров. При таком подходе физические магазины сохраняют шансы удержаться на плаву даже при условии ухода большей части книжных потребителей в онлайн, считает Павел Шалин. Но при этом, по мнению эксперта, небольшие магазины, которые продают нишевую литературу, ориентированную на конкретную целевую аудиторию, не теряют своей аудитории. Так что о закрытии офлайновых книжных магазинов в ближайшее время говорить пока рано.